Общая характеристика преступлений против интересов государственной службы

К числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы отнесены:

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 307 УК РК);

- превышение должностных полномочий (ст. 308 УК РК);

- присвоение полномочий должностного лица (ст. 309 УК РК);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 310 УК РК);

- получение взятки (ст. 311 УК РК);

- дача взятки (ст. 312 УК РК);

- посредничество во взяточничестве (ст. 313 УК РК)

- служебный подлог (ст. 314 УК РК);

- халатность (ст. 316 УК РК).

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Интересы государственной службы заключаются, прежде всего, в четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих соответственно перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления. При этом служащие этих органов должны в своей деятельности строго руководствоваться Конституцией РК, законами, иными нормативными актами и должностными инструкциями. Они обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Таким образом, основным объектом преступлений, включенных в гл. 13 УК РК, является нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках (внутренние, пограничные, железнодорожные и т. д.) и воинских формированиях Республики Казахстан по выполнению стоящих перед ними задач. Помимо этого основного объекта указанные преступления в зависимости от конкретных обстоятельств совершения имеют дополнительный объект и способны причинить физический вред гражданам, имущественный ущерб гражданам, коммерческим и иным организациям, серьезно нарушить конституционные и иные права граждан, причинить другой вред интересам общества и государства.

Второй отличительной чертой преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является то, что они совершаются специальными субъектами, т. е. самими работниками государственных учреждений, В большинстве составов преступлений, включенных в гл. 13, таким субъектом является должностное лицо. В то же время в примеч. 4 к ст. 307 УК РК сказано, что к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные

служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной

службе.

2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:

1) лица, избранные в органы местного самоуправления;

2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов

в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и

маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;

3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления,

оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики

Казахстан;

4) лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и

организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее

тридцати пяти процентов, а также в организациях, доля государства (не менее тридцати

пяти процентов) в уставном капитале которых передана национальным управляющим

холдингам, национальным холдингам, национальным институтам развития,

национальным компаниям, а также в их дочерних организациях.

3. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному

полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие

организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в

государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных

Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики

Казахстан.

4. Под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются

лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Республики Казахстан,

конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного

исполнения функций государства и полномочий государственных органов, а равно лица,

занимающие согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе

Таким образом, закон очень четко выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие должностного лица. Первую из них составляют лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти.

Содержание понятия представителя власти, применительно ко всем случаям использования этого понятия в статьях УК РК, раскрыто в примечании к ст. 307 УК РК: представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, зависимости. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан (например, следователь, налоговый инспектор, сотрудники милиции и т. д.).

70. Злоупотребление должностными полномочиями
1. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:
1) лица, избранные в органы местного самоуправления;
2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;
3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;
4) лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов.
3. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
4. Под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, а равно лица, занимающие согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политические должности государственных служащих.
5. Коррупционным преступлениями признаются преступления, предусмотренные пунктом г) части третьей статьи 176, пунктом а) части третьей статьи 193, пунктом а) части третьей статьи 209, статьей 307, пунктом в) части четвертой статьи 308, статьи 310 -315, статьей 380 настоящего Кодекса, в случаях получения лицами, их совершившими, имущественных благ и преимуществ. Сущность преступления, предусмотренного ст. 307 УК РК, состоит в том, что лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо или должностное лицо используют предоставленные им служебные полномочия вопреки интересам государственной службы.
Объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность государственного аппарата. Поскольку преступное злоупотребление должностными полномочиями приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, то наряду с основным непосредственным объектом имеются и дополнительные объекты, которыми в зависимости от обстоятельств совершения преступления могут быть конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства.
Объективная сторона данного преступления характеризуется использованием лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Под интересами государственной службы, в соответствии со ст. 1 Закона РК от 23 июля 1999 г. (с изм. и доп.) «О государственной службе», понимается «деятельность государственных служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти».
Полномочия субъекта определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности лица, занимающего ту или иную должность либо временно или по специальному полномочию исполняющего обязанности по этой должности. Поэтому под использованием лицом своих служебных полномочий следует понимать только такое деяние лица, которое вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением вопреки интересам службы прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Следовательно, не будет состава данного преступления, когда лицо, добиваясь нужного ему решения, использует не свои полномочия, а служебные либо личные связи, авторитет занимаемой им должности и т.п. При наступлении общественно опасных последствий такого поведения можно говорить не о злоупотреблении должностными полномочиями, предусмотренными ст. 307 УК РК, а об общеуголовном преступлении.
Деяние признается совершенным вопреки интересам службы, если оно не вызвано служебной необходимостью. При этом интересы службы, вопреки которым лицо использует в данном случае свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования конкретного государственного органа или органа управления, но и интересами деятельности публичного аппарата в целом.
Конкретные формы злоупотребления должностными полномочиями весьма различны, поскольку они совершаются в самых разнообразных сферах деятельности лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним лиц. Это может быть незаконная эксплуатация труда (например, использование подчиненных при ремонте квартир); использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий в целях приобретения их в частную собственность; незаконная передача из корыстных или иных побуждений коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд; использование непредусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, недвижимости, иного имущества и др.
Преступление следует считать оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом, находящееся в причинной связи с соответствующим поведением лица, вопреки интересам службы.
Существенным следует признать, прежде всего, причинение материального вреда правоохраняемым объектам. Материальный вред (убытки), причиняемый лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, может быть как в виде материального ущерба, так и в виде упущенной выгоды.
Физический вред будет считаться существенным нарушением прав гражданина, если он выражается в причинении хотя бы легкого вреда здоровью.
Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства может заключаться в создании серьезных помех и сбое в работе государственных органов местного самоуправления, подрыве их авторитета, сокрытии или попустительстве совершению преступлений и т.п.
Субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями – преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом. Виновное лицо сознает, что оно действует (или бездействует) вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий, результатом чего может быть наступление последствий, существенно нарушающих охраняемые законом права и интересы граждан, организаций, государственные либо общественные интересы, желает или сознательно допускает наступление последствий либо относится к ним безразлично. В отношении последствий прямой или косвенный умысел виновного часто бывает неконкретизированным, когда лицо предвидит общественно опасные последствия, их размер лишь в общих чертах, но желает либо сознательно допускает любые из возможных последствий.
Обязательным признаком субъективной стороны должностного злоупотребления является цель – извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо причинение вреда другим лицам или организациям, т.е. получение имущественных выгод без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою пользу либо пользу третьих лиц.
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 307 УК РК, являются лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним лица, должностные лица, а также лица, занимающие ответственную государственную должность.
Согласно п. 1 примечания к ст. 307 УК к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством РК о государственной службе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: