Инвестиции в человеческий капитал в экономике труда рассматриваются принципиально так же, как вложения в физический капитал, т.е. как затраты на покупку оборудования. Однако необходимо учитывать следующие особенности человеческого капитала:
- права собственности на человеческий капитал не могут быть переданы другому владельцу;
- затраты на образование связаны с уменьшением свободного времени, т.е. с утратой одного из важнейших благ человека;
- риск потерять вложенные средства (в случае использования работника не по его образованию, или в случае увольнения);
- изменение человеческого капитала в зависимости от затрат невозможно измерить с той же точностью, что и для оборудования.
Опыт промышленно развитых стран показывает, что при прочих равных условиях продуктивность труда и доходы возрастают с увеличением затрат на образование. При оценке эффективности образования сопоставляются затраты в настоящем и результаты в будущем. Поэтому работник (или предприятие) должны определять ценности будущих выгод.
|
|
Выгодность инвестирования в образование можно проиллюстрировать примером, когда два товарища вместе окончили школу. Один сразу же пошел работать (рабочим) и начал зарабатывать ~ 150 у.е. в месяц. Другой пошел в ВУЗ и наоборот затрачивал на обучение ~ 150 у.е. в месяц. Однако, после окончания ВУЗа, через несколько лет, он стал зарабатывать в несколько раз больше своего товарища – рабочего.
Вопросы для контроля
1. Раскройте сущность и функции труда, его социальные аспекты.
2. Чем характеризуется труд, как ресурс.
3. Из каких составных частей складываются трудовые ресурсы, экономически активное и неактивное население.
4. Назовите основные компоненты труда.
5. В чем сущность трудового потенциала и его отличие от трудовых ресурсов.
6. Основные особенности рынка труда.
7. Виды и формы занятости.
8. Количественная характеристика уровня занятости.
9. Чем определяются спрос и предложение на рынке труда.
10. Что понимается под безработицей?
11. Основные направления государственной политики занятости на рынке труда.