double arrow

Основные принципы и формы культурного обмена


Логика исследования требует рассмотреть сущность и понятие обмена культурными ценностями как явления социальной и культурной жизни, вскрыть причины и основания обмена, проследить историческую ретроспективу изменения смыслообразования понятия.Еще Гераклит Эфесский в учении о диалектике утверждал, что все есть обмен противоположностей, что все происходит через борьбу. Как отмечает А.С. Богомолов, «первоначало Гераклита - живой огонь, изменения которого аналогичны товарному обмену: все обменивается на огонь и огонь на все, как на золото товары и товары на золото» .В этом утверждении для нас открываются положения о существовании процесса обмена во всех сферах существования материи, энергии и духа. Современной наукой исследуются материальные, энергетические, биологические, информационные, экономические (рыночные и нерыночные), интеллектуальные, духовные и другие виды обменов. Например, в биологии обмен веществ (метаболизм) - это процесс превращения химических веществ в организме, обеспечивающих его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом, а в маркетинге - «соглашение на основе взаимной выгоды, в результате которого покупатель и продавец обмениваются чем-то, представляющим для них ценность (стоимость). В качестве обмена могут выступать товары и услуги, информация и даже обязательства»69. Социальное знание трактует суть социальной жизни «как обмен различными типами деятельности, которая, в свою очередь, понимается как обмен чего-либо на что-либо в актах социального взаимодействия с целью удовлетворения потребностей и интересов социальных субъектов» .В экономике обмен сводится к обмену товарами и изначально исходит из того, что любая вещь имеет свою цену, которая устанавливается рынком. В первобытном обществе, при господстве коллективного производства и непосредственного распределения продуктов, внутри общины существовал обмен деятельностью, связанный с половозрастным разделением труда. Между отдельными общинами обмен вначале носил случайный характер. Продукты труда обменивались не в соответствии с величиной затраченного на их изготовление труда (рабочего времени), т.е. не в соответствии с экономическим законом стоимости, а на совершенно иной основе, на основе полезности обмениваемых продуктов труда, действительной или мнимой.К. Менгер, один из основоположников субъективной теории предельной полезности, обращается к анализу особенностей обменных отношений, говоря о том, что «принцип, приводящий людей к обмену, -тот самый, который руководит ими вообще во всей их экономической деятельности, т. е. стремление к возможно более полному удовлетворению своих потребностей. Удовольствие же, испытываемое людьми при экономическом обмене благ, есть то общее чувство радости, которое овладевает людьми, когда благодаря какому-либо обстоятельству удовлетворение их потребностей обеспечивается лучше, чем это было бы при отсутствии его».Рост общественного разделения труда делает всё более необходимым развитие обмена товаров и превращение его в регулярный общественный процесс. Возникает производство специально для обмена, товарное производство. Все, что подвергается экономическому обмену, как бы доказывает нам свою относительность. «Меновая стоимость прежде всего представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода - соотношения, постоянно изменяющегося в зависимости от времени и места. Меновая стоимость кажется поэтому чем-то случайным и совершенно относительным, а внутренняя, присущая самому товару меновая стоимость (valeur intrinseque) представляется чем-то contradictio in adjecto) .У. Петти видит в труде вложение сил отдельного человека (или отдельных людей), сил, направленных на изготовление определенного предметам...естественная дороговизна или дешевизна зависят от того, больше или меньше требуется рук для удовлетворения естественных потребностей. Так, хлеб дешевле, если один производит на десятерых, чем если он может снабжать хлебом только шестерых». Адам Смит, в свою очередь, уже осознанно подвергает изучению труд, вкладываемый каким-либо народом в создание совокупного национального достояния: «Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов».












Сейчас читают про: