Принципы управления педагогическими системами

Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций.

Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления.

К числу основных закономерностей внутришкольного управления и менеджмента относят такие закономерности:

1) эффективность системы управления учебно-воспитательной работой зависит от структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления;

2) содержание и методы управления учебно-воспитательной работой определяются уровнем организации педагогического процесса в школе в целом;

3) высокий профессиональный уровень, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.

Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности

К основным принципам относятся:

1. Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами.

Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров – все это проявления демократических начал в школьной жизни.

Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности – конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.

2. Системность и целостность в управлении школой.

Этот принцип предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Он подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равно степени важны.

3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении.

Принцип обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.

4. Единство единоначалия и коллегиальности.

Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом.

В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса.

5. Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: