Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций.
Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления.
К числу основных закономерностей внутришкольного управления и менеджмента относят такие закономерности:
1) эффективность системы управления учебно-воспитательной работой зависит от структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления;
2) содержание и методы управления учебно-воспитательной работой определяются уровнем организации педагогического процесса в школе в целом;
3) высокий профессиональный уровень, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.
Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности
|
|
К основным принципам относятся:
1. Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами.
Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров – все это проявления демократических начал в школьной жизни.
Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности – конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.
2. Системность и целостность в управлении школой.
Этот принцип предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Он подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равно степени важны.
3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении.
Принцип обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.
4. Единство единоначалия и коллегиальности.
Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом.
|
|
В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.
Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса.
5. Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.
Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.