Группа представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами

Обязательными элементами любой группы являются:

· цели,

· общие нормы, санкции,

· групповые ритуалы,

· отношения,

· совместная деятельность,

· внешняя среда.

Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Высшей формой организованной группы считается коллектив. Коллектив — это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества.

ПЯТЬ ПРИЗНАКОВ КОЛЛЕКТИВА

Признаки коллектива:

1. Наличие общей общественно значимой цели (одинаковое еще не есть общее). Общее – на всех. Еслиперед коллективом нет цели, то и нет способов его организовать. В профильных коллективах цель уже есть.

Форма организации воспитательного процесса в лагере в целом помогает взяться цели. Например, достойноеучастие в каком-то событии в лагере.

2. Совместная деятельность, направленная на достижение цели. От вида совместной деятельностизависит ее воспитательный потенциал. Виды деятельности: индивидуально-совместная деятельность;последовательно-совместная деятельность; совместно взаимодействующая деятельность. Чем выше степеньвзаимосвязанности, тем выше степень воспитательного воздействия.

3. Наличие структуры и органов самоуправления. 7-15 человек – количество членов группы, первичный коллектив. Меньше 7 – отношения узко дружеские. Больше 15 – будет стремиться к дроблению. Отрядстремится к дроблению на контактные группы. Альтернатива коллективу – толпа. Законы толпы и коллективане совпадают. Непосредственного перехода от большого коллектива к личности нет. Первичный коллектив –путь прикосновения к личности.

4. Отношения ответственной зависимости и взаимной ответственности.

5. Наличие связей с другими коллективами лагеря (групповой эгоизм).

Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально ­психологических процессов и явлений, характеризующий весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регрессия, распад.

Групповая динамика — это развитие и движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями группы между собой и ведущим, а также внешними воздействиями на группу.

Лутошкин А.Н. в своей книге "Как вести за собой" рассматривает несколько ступеней развития коллектива.

Вожатый может предложить ребятам определить ту ступень развития, на которой находится отряд всоответствии со следующими определениями.

"Песчаная россыпь". Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе.

Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группахлюдей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобычто-то "сцепляло". Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, аможет, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.

"Мягкая глина". В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших рукахдетский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилийон так и будет сравниваться с простым куском глины.

В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотяони и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших.

Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят напомощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.

"Мерцающий маяк". Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такойгруппе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а неодиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собратьсвоего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает силподчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.

"Алый парус" - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют попринципу "один за всех и все за одного". Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимнойтребовательностью.

Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым онивсегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может бытьисправлено.

"Горящий факел" - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единаяволя, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые былипозваны на ступени "Алого паруса".

Еще один вариант этапов развития детского коллектива:

1 стадия. Ориентация — это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство стерриторией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное — знакомство с теми, ктобудет жить, и отдыхать в одном отряде. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает,на что эти люди способны и как с ними себя вести. В это время формируется система правил и традиций,формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.

Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненнойадаптации детей.

2 стадия. Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничествомежду потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идетформирование микрогрупп в коллективе.

Задача вожатого в данный период — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выходиз ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления«отверженных» в коллективе.

3 стадия. Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливаетсяболее тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание,взаимоподдержка.

На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу вколлективе уже создают сами дети.

4 стадия. Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать своюдеятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесныемежличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельностьна благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз «Мы лучшевсех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые.

Вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показатьуникальность и неповторимость других людей и других отрядов.

5 стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуетсяповышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это ипереживают.

На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективыих личностного развития, вообще, работать на последействие


Логика развития лагерной смены

Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:

— оргперпод (1 этап, адаптационный период); 4—5 дней

— основной период (2 этап), 16—18 дней

— итоговый период (заключительный, 3 этап), 2—3 дня

На каждом этапе разви­тия ВДК ставятся этапные цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: