Куликова Т.А. 14 страница

Докажите, почему в диалоге предпочтительнее форма высказывания «Я сообщение»? Почему форма «Ты-сообщение» ведет к тупико­вой ситуации? Составьте свои педагогические ситуации взаимодейст­вия с родителями, в которых вы обратитесь к форме «Я-сообщение».

И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодейст­вию к размышлению, сопереживанию, но которые не обижают, не унижают, не вызывают оборонительной реакции («Сама такая!»). Современные педагоги, образованные, эрудированные, иногда зло­употребляют в беседах с родителями научными понятиями, ссыл­ками на авторов, их книги, упуская из виду, что демонстрация сво­его превосходства в чем бы то ни было унизительна для собеседни­ка. Казалось бы, мелочь, но с нее может начаться барьер непони­мания. Так же не конструктивна в общении родителей и педагогов прямая критика в адрес друг друга: она толкает человека на оправ­дания, загоняет в оборону. Критика «в лоб», особенно когда вы­сказывается прилюдно, обижает, задевает чувство гордости, собст­венного достоинства. Интересы сотрудничества диктуют иную так­тику возвышать друг друга, поощрять на новые достижения, а не «тыкать» в недостатки. Их исправляют исподволь, осторожно, без унижения.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменны­ми. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздейст­вию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу дея­тельности педагога называли «работа с семьей» Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собрани­ях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудниче­ство детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенден­ций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм рабо­ты (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.) Однако оказалось, что в глазах родителей педагог не всегда выгля­дит вполне компетентным в плане домашнего воспитания. Особен­но это относится к молодым педагогам. Ценя их профессиональные знания, родители понимают «книжность» этих знаний, видят нехватку социального опыта у молодого педагога, что снижает эф­фективность сотрудничества. Например, педагог советует маме, как следует вести себя с капризной дочкой. Все советы педагогиче­ски грамотны, но мама их «пропускает» через свой житейский опыт: «Пойдем в магазин, Лиза начнет требовать мороженое, я от­кажу, она зарыдает, затопает ногами, люди вокруг будут ее сты­дить. Как я могу набраться терпения и молчать? Да она еще и упа­дет на пол, а я стану молчать, не буду уговаривать? Нет, молода еще Ирина Васильевна. Своих детей нет, вот и учит по-книжному». В этом случае линия взаимодействия «педагог-родитель» не срабо­тала. Но можно «достучаться» до Лизиной мамы по-другому. Вот собрались 4-5 мам, бабушек, у которых имеются общие проблемы (например, капризы детей, застенчивость), педагог вовлек их в об­суждение, обмен опытом, инициировал у них желание поделиться трудностями, т.е. провел работу в проблемной группе. Что же по­лучилось? Вроде ничего нового Лизина мама не узнала (ей все это говорила Ирина Васильевна), но духом воспрянула не так уж все безнадежно у ее капризной дочки. Какая была капризная Сашень­ка, а вот, бабушка говорит, стала вести себя спокойнее, потому что мама, папа и бабушка выработали одну линию и строго ее выдер­живают. Лизина мама, как в зеркало, посмотрела на другие семьи, «больные» ее проблемой, проанализировала свою воспитательную тактику, увидела ошибки, приобрела новый опыт. Такое взаимо­действие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированный подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с до­мочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки и отдарки, придумыва­ют сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. Обяза­тельно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

В курсе дошкольной педагогики вы изучали формы сотрудничества детского сада с семьей. Объясните:

а) почему в настоящее время предпочтение отдается тем формам, которые ориентированы на конкретную семью;

б) какие возможности открывает дифференцированный подход к семьям, на каких принципах строится такой подход.

¯ Для любознательных

В странах, где общественное дошкольное воспитание существует с первой половины прошлого века (Германия Франция, Швеция и др.) сложились интересные традиции совместной деятельности семьи и детского сада. Родители, будучи основными «заказчиками» системы воспитания в детском саду, письменно ин­формируются об основных направлениях работы детского сада, о режиме дня, о правилах поведения детей, об их правах и обязанностях, о мероприятиях на текущий год. В составлении таких писем участвуют директор и воспитатели. Но и сами родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду, принимают в ней самое активное участие от эпизодической помощи до регулярных дежурств. Компетентные в той или иной области знаний, деятельности взрослые члены се­мьи включаются в работу с детьми (организуют совместный хор детей и взрос­лых обучают желающих рукоделию, устраивают походы и экскурсии). Родители оказывают друг другу помощь проводят анонимную распродажу детских вещей (дети так быстро растут!), создают библиотеки, игротеки. Актив родителей (родительский комитет) проводит субботники (благоустройство помещений и прилегающих к зданию территорий, ремонт оборудования). Перед Рождеством, Пасхой в детском саду устраивают веселые ярмарки с распродажей сладостей, самодельных игрушек, сувениров, с лотереями, гаданиями, представлениями. На деньги, вырученные от распродажи, ведут детей в кино, театр. Практикуются беседы консультации, на которые приглашаются родители, нуждающиеся в по­мощи специалистов (педагога, врача, психолога). На родительских собраниях, кроме обсуждения традиционных вопросов, предлагается просмотр видеофиль­мов о пребывании детей в детском саду, иногда включают лекции по разной те­матике. Один-два раза в год дети, родители, персонал детского сада собираются на общий вечерний праздник. К нему общими силами готовят концерт или спек­такль угощение, маленькие сюрпризы. Родители издают газеты, журналы, оформляют фотоальбомы, стенды, снимают видеофильмы.

Для общения с детьми и их родителями оборудуется «коммуникационный центр» (уютная комната, часть холла), где в неофициальной обстановке можно рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями о событиях дня, взрослые беседуют за чашкой кофе.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕКОТОРЫМИ ТИПАМИ СЕМЕЙ

Некоторое время назад считалось, что в зоне особого внима­ния педагогов дошкольного учреждения должны находиться мо­лодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необ­ходимыми знаниями и умениями. Серьезным тормозом в воспи­тании ребенка в таких семьях становится неумение родителей ор­ганизовать домашнее хозяйство, рационально распределить свое время и силы, а зачастую и наладить правильные взаимоотноше­ния в семье. К разряду молодых семей были отнесены те, где воз­раст родителей не превышает 30 лет, а супружеский стаж - 5 лет, воспитывающие первого ребенка. Надо сказать, что сегодня в связи с тем, что многие супружеские пары сознательно ограничиваются рождением одного ребенка, практически подавляющее большинство семей можно отнести к молодым. Задача педагога - содействовать повышению ответственности родителей за воспи­тание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности.

Молодые семьи нуждаются в квалифицированной помощи, внимании и поддержке педагогов и психологов, но не они сегодня основная боль общества. Значительно большего внимания тре­буют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентиро­ванное на возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в раз­личных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учиты­вая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций дос­таточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую так­тику взаимодействия с ними.

Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обя­занностями, не уделяет ребенку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от пе­дагога особого внимания и специфических способов воздействия. Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребенка, его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребенком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о средствах и методах домашнего воспитания. Обычно ребенок плохо ухожен, неопрятно одет, часто не по погоде, хотя у него есть дорогостоящие вещи, игрушки.

Такие дети требуют особо сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребенка, его разви­тии в целом -это следствие неблагоприятной семейной обстанов­ки. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до ее сердца, сознания, чтобы она поняла, что ре­бенок травмирован разводом, семейными неурядицами, пережи­вает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да, педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая матери понять собственного ребенка, переживающего послеразводный кризис. И если удается изменить позицию матери, повысить ее ответственность за воспитание ребенка, пробудить у нее стрем­ление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога.

По отношению к одиноким матерям, старающимся найти уте­шение в воспитании ребенка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога демонстрировать свою поддержку одинокой матери в ее стрем­лении быть хорошим воспитателем своего ребенка;

обращать внимание других родителей на ее педагогические до­стижения,

замечать и подчеркивать позитивные изменения в развитии ре­бенка, радоваться им;

быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребенка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что каса­ется ребенка.

Одинокая мать, демонстрирующая свою независимость, успехи по службе, всем своим видом внушающая окружающим, что раз­вод, ее одиночество - незначительные факты ее биографии, нуждается в ином подходе педагога. Такую маму следует озадачить про­блемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у ее ребенка? И надо ли все время подчеркивать, что можно обойтись без мужа, а отец вовсе необязателен? Не лучше ли вести с ребенком честные и открытые беседы, учить его понимать ситуацию такой, какая она есть? Разрушая образ отца в глазах ре­бенка, мать подрывает и свой авторитет.

Серьезная проблема, в решение которой бывают втянуты педа­гоги дошкольного учреждения, - это категорическое нежелание разведенных матерей, чтобы отцы принимали участие в воспита­нии детей. А отцы, с которых закон не снимает ответственности за воспитание ребенка, хотят хотя бы изредка видеть своих детей, по­этому приходят в детский сад и настаивают на встрече. В таком же положении оказываются бабушка и дедушка ребенка со стороны отца. Если отец, бабушка, дедушка не оказывают на ребенка нега­тивного влияния, то у заведующей нет основания лишать их воз­можности встречаться с ребенком. Но какова будет реакция мате­ри, как она скажется на ребенке? Поэтому сначала следует обсудить возникшую коллизию с матерью. Смысл работы, которую прово­дят педагоги, психолог с разведенными матерями, заключается в том, чтобы изменить их позицию по отношению к участию бывше­го мужа, его родителей в воспитании ребенка. Изменить позицию -это значит переключить мать с собственных обид на интересы ре­бенка: чем больше у него родных людей, которые его любят, тем он счастливее. Следует помочь ей посмотреть на ситуацию прагмати­чески: почему не отпустить сына на воскресенье к родителям быв­шего мужа, не попросить их взять внука на дачу, чтобы он не то­мился в душном городе в ожидании маминого отпуска, не разре­шить отцу сводить мальчика в цирк? Кто от этого выиграет? Ребе­нок, которого собственные родители «наказали» крахом семьи и продолжают втягивать в свои проблемы. Важно убедить мать в том, что безнравственно подключать ребенка к своим проблемам, «очернять» отца и его родственников в глазах малыша. Не в его интересах мешать общению с папой, его родственниками.

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг не­охотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, ко­торые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничи­вать воспитание собственного ребенка рамками семьи.

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольно­му учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тре­воги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью.

Поступление в детский сад связано для ребенка с сильными стрес­совыми переживаниями, которые необходимо смягчить общими уси­лиями семьи и профессиональных педагогов. Причины глубоких из­менений в настроении, поведении ребенка объясняются ломкой привычного стереотипа жизни, в которой он чувствовал себя спо­койно, уверенно, надежно. Он привык к установленному распоряд­ку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведе­ния, отношений с членами семьи.

Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ре­бенок-дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособле­ние к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любая адаптация к новым условиям требует разрушения некоторых сло­жившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. У него появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому примешивается чувство покинутости, брошенности. Чтобы удосто­вериться, что этого не произошло, дети иногда начинают себя вес­ти аффективно (капризничают, упрямятся, грубят, дерзят). Это своеобразная «разведка боем»: будет ли сердиться мама, которая, как кажется ребенку, не хочет его больше видеть, а заодно и чужая тетя-воспитатель, с которой его оставляют, а ее реакция покажет, добрая она или злая, любит его или нет.

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка, большая гулкая комна­та, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые - педагоги, медицин­ская сестра, музыкальный руководитель. Сильное психотравмирующее влияние на маленького ребенка может оказать уровень шума в групповой комнате: разговоры большого количества детей, взрослых, топот ног, звуки, издаваемые игрушками, хлопанье дверьми и т.д.

На первых парах непривычен и уклад жизни в детском саду иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упря­мыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумы­вают мнимые заболевания («животик заболел»), а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.

Период адаптации к дошкольному учреждению - трудный пери­од для ребенка, его семьи, персонала группы. В поведении отдель­ных детей под влиянием тяжелых переживаний могут появиться черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивнее становится речь, временно разрушаются некоторые навыки (например, навыки личной опрятности). Случаются неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температу­ры, появление сыпи и т.д. У одних детей ухудшается сон, у других снижается аппетит. В период адаптации возрастает возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым ус­ловиям, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

Родителям важно знать факторы, влияющие на характер привы­кания ребенка к условиям дошкольного учреждения. Прежде всего, возраст малыша: легче приспосабливаются к новым условиям дети 5-6 мес., а также - старшие дошкольники, сложнее это дается в воз­расте от 10 мес. до 1 г. 6 мес. - 1 г 7 мес. Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития: сложнее и длитель­нее происходит этот процесс у ослабленных детей, страдающих ал­лергией, рахитами, частыми ОРЗ. И, наоборот, безболезненнее ос­ваиваются в детском саду здоровые, физически крепкие дети. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.

Известные трудности в адаптационный период испытывают де­ти, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательные отношения родителей к окружающим людям - причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он будет негативно от­носиться к воспитателям, что усложнит уход за ним. Дети радуш­ных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, со­стоящих из многочисленных родственников, легко вступают в об­щение с педагогом, сотрудниками дошкольного учреждения. У та­ких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Дети из таких семей обычно деятельны, веселы, много игра­ют, взаимодействуют с детьми и взрослыми.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского «нельзя». Если у ребенка дома не тренируется способность тормозить свои желания, он с трудом усваивает и вы­полняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к кото­рым начинается с первого дня его пребывания в детском саду. Не­легко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного домашнего воспитания сложились отрицательные привычки поведе­ния, как-то: криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с ука­чиванием, соской, есть под чтение книги и др. Дело в том, что в пе­риод адаптации «замещение» этих привычек способами и формами положительного поведения лишь усиливает стрессовые явления. По­этому в первые дни нахождения ребенка в детском саду педагог ста­рается «не замечать» то отрицательное, что успел усвоить ребенок.

Итак, общая задача педагогов и семьи - помочь ребенку по воз­можности безболезненно войти в жизнь детского сада. Следует от­метить, что в большинстве случаев ни родители, ни профессио­нальные педагоги не отдают себе в полной мере отчета о том, на­сколько ответствен момент поступления ребенка в дошкольное уч­реждение, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающие­ся в глаза, последствия он может иметь.

Важна позиция, которую займет семья в период подготовки ре­бенка к детскому саду, в первые дни его пребывания там. На фор­мирование этой позиции должны повлиять заведующая детским садом, психолог, медицинский персонал и, конечно, воспитатели группы, в которую ребенку предстоит ходить. Общими усилиями, но при индивидуальных контактах они должны выяснить, что вол­нует и тревожит родителей в отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольного учреждения, в связи с чем они возникли. Дальнейшая тактика с родителями ребенка-новичка должна быть направлена на то, чтобы по возможности снять их тревоги и волнения, убедить, что их ребенок будет в хороших ру­ках, о нем проявит заботу весь коллектив сотрудников - от повара до заведующей, но главными людьми для него станут воспитатели. Многие вопросы родителей снимаются, а тревоги развеиваются, если их знакомят с обстановкой групповой комнаты, с режимом дня, с содержанием и организацией питания, рассказывают о заня­тиях, развлечениях, играх, которые проводятся с детьми данного возраста. При этом педагогам важно демонстрировать родителям готовность разделить их заботу о ребенке, проявлять доброжела­тельность, приветливость, тактичность. Педагоги расспрашивают родителей о ребенке, его привычках, особенностях сна. При первом знакомстве с семьей все вопросы важны: как ребенка зовут дома, какие книги ему читают, в какие игры с ним играют, есть ли у него любимые игрушки, стихотворения, даже блюда. Родителей очень располагает, «подкупает» искренний интерес педагогов к ребенку. А расположенность и зародившаяся симпатия родителей к педагогам передадутся и ребенку, что облегчит его адаптацию к новым усло­виям воспитания.

Первые советы и рекомендации педагогов семье касаются необ­ходимости приблизить домашний режим к распорядку дня в дет­ском саду. При этом важно упорядочить часы сна, приема питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Медицинская сестра рассказывает родителям о меню дошкольного учреждения, об особенностях приготовления некоторых блюд. В домашних ус­ловиях целесообразно приготовить то или иное блюдо, чтобы при­учить ребенка к его вкусу (например, сырники с морковью, манные котлеты с киселем и др.).

Совместно с родителями вырабатывается щадящий режим для ре­бенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении. В первые дни желательно приводить ребенка на несколько часов, зав­траком кормить дома, чтобы новая пища и непривычные условия ее принятия не стали психотравмирующим фактором. Мама может ос­таться в групповой комнате, поиграть с ребенком и другими детьми, помочь собрать их на прогулку. С прогулки ребенка уводят домой. С каждым днем время пребывания ребенка в детском саду следует уве­личивать, доведя его до обеда. К новой еде ребенок привыкает с тру­дом, поэтому возможны отказы от того или иного блюда, которым не следует кормить насильно. Педагог разъясняет маме, что в адап­тационный период все, что ребенок недоел в детском саду, необхо­димо возместить дома. На второй-третьей неделе ребенок может ос­таться на дневной сон. Педагог заранее настраивает малыша на то, что его «ждет» кроватка, предлагает принести из дома мягкую иг­рушку, чтобы она сначала «обжила» кроватку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель, хотя, возможно, и будет ставить свои условия: «Я спать не буду, только полежу», на что педагог охотно соглашается. Первый дневной сон в детском саду важен, поэтому педагог помогает ребенку раздеться, укладывает его, укрывает одеялом, присаживается рядом, поглаживает: «Ножки бегали, уста­ли, захотели отдохнуть. И ручки устали, они тоже отдохнут. И глаз­ки хотят отдохнуть. Глазки закроются, отдыхают глазки» Можно тихонько напеть мелодию колыбельной песни.

В первые недели пребывания в детском саду ребенок должен чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Словом, он должен сердцем принять педагога как временного заместителя мамы. Чем скорее малыш почувствует доверие к воспитателям, установит с ними кон­такт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с домом. Вежливое, приветливое обращение родителей к сотрудни­кам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

О предстоящем поступлении ребенка в детский сад родители го­ворят как о радостном событии, внушают ребенку, что ему будет хорошо там, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. Очень важно, чтобы в период адаптации ребенка к дет­скому саду родители были особенно внимательны к ребенку, отно­сились к нему предельно бережно, ласково, стремились помочь ему пережить трудный момент в жизни, а не упорствовали в своих вос­питательных планах, не боролись с «капризами».

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: