Казахстанская школа 18-19 веках

Первые школы с государственной поддержкой для не русского населения Российской империи (новокрещенские школы) появились лишь в 17 веке в Европейской части страны,на Урале и в Сибири. Не случайно председатель Оренбургской пограничной комиссии указывал в 1847 году, чтобы «орда не допускалась в общий круг правительственного попечения и, оставаясь во мраке своего невежества, была как бы слепою и безгласной данницей».

Одной из первых школ с поддержкой властей, где могли учиться дети местного населения, явлалась Оренбурская татарская школа для детей военных чинов, открытая в 1741 году.

В 1786 году была открыта азиатская школа для подготовки переводчиков в г. Омске.

В 1789 году мусульманская школа для казахских детей при мечети в г. Оренбурга.

В 1813 и 1827 году (соответственно в г. Омске и в г. Оренбурге) начали работать военные училища, куда могли поступать дети нерусских народов. Оба училища допускали к себе лишь детей феодальной знати; в них изучались основы истории, физики, татарский, арабский, персидский, немецкий языки. Позже эту училища были преобразованы в кадетский корпус.

В 1841 году появилась первая смешанная школа: по указанию хана Букеевской орды в г. Уральске начала работать школа с русскими и татарскими классами, где обучались дети 9-22 лет. При школе был пансион. Эту школу можно считать первой русской школой для казахских детей.

В 1861году открыта русско-казахская начальная школа, где обучали грамоте (г. Троицк)

В 1865 году школа для казахских детей(г. Омск).

В 1850- 1869 годы функционировала первая правительственная семилетняя школа для казахских детей в г. Оренбурге. В ней изучали закон магометанский, арифметику, татарский и русский языки, деловые бумаги, гимнастику. За 19 лет существоввания школы ее окончили всего 48 человек.

19. Вклад Абая в теорию воспитания.

Абай Ибрагим Кунанбаев (1845-1904) родился в Семипалатенске, учился у аульного муллы, затем в татарском медрессе. Абай являлся убежденным сторонником создания систематического школьного образования казахов, организации казахского женского образования. Создания интернатов, как очагов распространения культуры среди населения. Абай подчеркивал. Что обучение в школе не должно быть схоластическим, нет места запугиваниям и телесным наказаниям. Учитель по мнению Абая в процессе обучения должен обеспечивать движения от простого к сложному, должен использовать наглядность

(привлекать глаза, руки, уши, нос) осуществлять учет возрастных особенностей ребенка. Абай считал что развивать волю ребенка – научить его иметь цель в жизни необходимо формировать 5 добродетелей: разум, доброта, упорство, скромность, труд. По его глубокому убеждению, особую роль при этом играют самовоспитание, самосовершенствование, самодисциплина, саморегулирование, самоотчет, самопроверка. Абай придавал важное значение семейному воспитанию, именно в семье воспитывается уважение к женщине-матери. Семейное воспитание упирается на любовь, на роль отца и матери, родители сами должны быть воспитанными, чтобы не были носителями отрицательных черт характера, отрицательных проявлений и примеров. Родители не должны вмешиваться в дела детей считает Абай дети получают уроки жизни в совместной игровой деятельности со своими сверстниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: