double arrow

Проблема горной ренты в России

Расчеты величины горной ренты на макроэкономическом уровне не имеют смысла, так как не отражают ее экономической сущности. Она возникает и может быть рассчитана только на уровне конкретных месторождений.

Налог на добычу полезных ископаемых надо понимать как изъятие абсолютной ренты. Он должен иметь единые налоговые ставки, дифференцируемые только по видам добываемых полезных ископаемых. В условиях действующей налоговой системы в России введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов не позволит изымать доход у недропользователей.

Изъятие дифференциальной горной ренты не может происходить через налоговый механизм.

Дискуссия по вопросам горной ренты, проходившая в России последние полтора десятилетия, выделила позиции экономистов и недропользователей как противоположные друг другу. Большинство экономистов считают, что горную ренту нужно изымать и отдавать государству в специальные фонды развития (Д. Львов, С. Глазьев) или раздавать в виде социальных трансфертов населению.

Земельная и горная рента и факторы ее формирования

Земельная и горная рента - разновидности природной ренты; они образуются только в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности и обусловлены природными и социально-экономическими факторами. Выделяют абсолютную и дифференциальную (I и II рода) горную ренту (в земельной ренте их также выделяют).

Под абсолютной рентой понимается доход, получаемый владельцем от худших участков земли или месторождений, находящихся в эксплуатации. Если величина ренты падает ниже абсолютной, то владелец месторождения перестает его эксплуатировать.

Условием образования дифференциальной ренты является разное качество природных ресурсов. Ресурс лучшего качества (более плодородная земля, качественная нефть, порода с высоким содержанием руды и т.п.) позволяет при прочих равных условиях (квалификация кадров, оборудование и технология) получать гораздо лучшие экономические результаты по сравнению с более бедными природными ресурсами. Аналогичный эффект дает местоположение, транспортный фактор. Местоположение и транспортная близость определяют высокую цену сельскохозяйственных земель, расположенных вблизи городов, даже в случае их невысокого плодородия. Одинаковые по качеству месторождения нефти и газа могут иметь различный доступ к трубопроводам, транспортную инфраструктуру, находиться на разном расстоянии от мест потребления и переработки. Разница в получаемых результатах при различном качестве природных благ и их местоположение составляют основу и определяют величину дифференциальной ренты.

В горнодобывающей промышленности и сельском хозяйстве образуется дифференциальная рента. Особенности ее возникновения таковы: 1) природные особенности земельного участка (его плодородие) и месторождения (масштаб запасов полезных ископаемых, содержание полезных компонентов, химический и минеральный состав полезных ископаемых, его физические свойства, содержание вредных примесей, глубина залегания ископаемого, обводненность и т.д.); 2) экономико-географические условия земельного участка и месторождения (климат района, удаленность от предприятий — потребителей и поставщиков, экономическое и социальное развитие района, энергетические и транспортные условия, водные ресурсы и т.д.).

Земельная и горная рента, приносящие дополнительный доход вследствие эксплуатации лучших участков и месторождений, называются дифференциальной рентой I рода. Источником формирования дифференциальной ренты II рода выступают высокотехнологичные нововведения, повышающие плодородие земли, нефтеотдачу пластов и обеспечивающие более полное извлечение полезных ископаемых. Другими словами, она является следствием инноваций, внедряемых земле- и недропользователем.

Недропользователи (Р. Сафин и др.) считают, что полного изъятия горной ренты допустить нельзя, мотивируя тем, что компании направляют «отложенные» средства в фонд модернизации, развития и поиска новых месторождений, транспортировки энергоресурсов и т.п.

Полемика, развернувшаяся между сторонниками и противниками перехода к уплате горной ренты в России, по своей сути сводится лишь к обсуждению налоговых форм ее изъятия у недропользователей в государственный бюджет. Называют различные размеры такого фискального изъятия — от 2 млрд (А. Кудрин) до 30 и более млрд (Д. Львов) долларов. Так, С. Глазьев считает, что горную ренту в России можно изымать в бюджет государства только в виде налогов, в том числе и такого, как налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: