Простая трехчастная форма

Простая трехчастная форма, со схемой ABA, — одна из самых уни­версальных по содержанию, которое значительно шире одного лишь «песенного» значения. Если в эпоху музыкального барокко эталонной была форма из двух частей, то музыкальная классика, аккумулировавшая нормы чистой, абсолютной музыки, ознаменовалась введением в качестве эталона зеркально симметричной формы из трех частей. Совершенство трехчастной формы объясняется ее исторически сложившимися семан­тическими источниками, наиболее полно выраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектони­ческая идея — симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками (сравнения Монтескье). От немецких установок на мысль, идею («Гамбургская драма­тургия» Лессинга) идет риторическая трактовка трехчастной формы: А — изложение мысли, В — анализ, обсуждение мысли, А (репризное) — возвращение и утверждение первоначальной мысли. Различаются два вида простой трехчастной формы — однотемная и двухтомная. Кроме того, имеются формы двойная и тройная трехчастная. Простая трехчаст­ная форма весьма часто имеет коду и весьма редко — вступление. Об­ласти применения данной формы: инструментальная миниатюра (пре­людии, этюды, ноктюрны, пьесы с программными названиями, части фортепианных сюит и других циклов), часть более крупной формы (сложной трехчастной, рондо, вариаций, сонатной), номер классическо­го балета (у Чайковского, Глазунова).

Вступление к простой трехчастной форме может указывать на повестзовательно-балладный характер пьесы: Шопен. Прелюдия cis-moll №25 (5 тт.), Шопен. Ноктюрн cis-moll ор. posth., 4 тт.

Экспозиция

Экспозиция простой трехчастной формы представляет собой период любой структуры: полный период, предложение в функции периода (der Satz), период простой или двойной, из двух или большего числа предло­жений, единого строения, повторной и неповторной структуры, квадрат­ный или неквадратный, однотональный или модулирующий, замкнутый кадансом (полным, иногда половинным) или гармонически незавер­шенный, элементарный или развитой, повторенный, транспонирован­ный (см. «Период»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: