А) Ф. Шопен. Ноктюрн cis-moll (ор. posth.)

Позднее тип составной середины применял Веберн: пьеса №2 из Пя­ти пьес для квартета (струнного оркестра) ор.5 со схемой период — 4 тт., св. — 1 т., 1-я серед. — 3 тт., 2-я серед. — 3 тт., реприза — 3 тт.

В стилистике Прокофьева, благодаря тенденции к тоникализации гармонии, встречаются особые устойчивые середины, начинающиеся тоникой или начинающиеся и заканчивающиеся ею. Примеры — «Утро», «Дождь и радуга» из «Детской музыки». Однако окончание середины полным кадансом в главной тональности — исключение, а не правило. Как раз в этом моменте кроется важное отличие простой трехчастной формы от простой двухчастной с репризой-кодой: в простой трехчаст­ной устойчивый каданс располагается не в начале, а в конце репризы, в двухчастной — перед репризой или в ее начале:

трехчаст. форма двухчаст. форма
ABA↓ AB↓A

Реприза — структурно самостоятельный раздел, утверждающий тему экспозиции и главную тональность произведения, создающий зеркаль­но-симметричное равновесие музыкальной формы. Помимо резюми-

рующей функции реприза иногда становится участком нового развития, тематического и динамического. В связи с таким разнообразием целей, реприза имеет множество разновидностей: точная (Шопен. Полонез A-dur, до Трио), варьированная (Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»), с тональными изменениями (Шуберт. Соната B-dur для ф.-п., Скерцо: экспозиция B-B, B-Es, реприза B-g, Es-B), динамизированная (упомянутое Трио из Скерцо 7 симфонии Бетховена, см. Пример 41), «тихая» реприза (Шопен. Этюд As-dur ор.10 №10, вместо прежнего forte следует pianissimo, Прокофьев. Гавот D-dur, те же нюансы). Характер­ные структурные изменения: вместо периода повторного строения — период единого строения (упомянутые Этюд dis-moll Скрябина, 16 тт. взамен 8 + 8 тт., Ноктюрн cis-moll ор. posth. Шопена, 12 тт. взамен 8 + 8 тт.), вместо повторенного периода — однократный (Шопен. Этюды C-dur ор.10 №7, fis-moll ор.25 №2), вместо двойного периода — простой (Шопен. Прелюдия d-moll №24), вместо периода — предложение в функ­ции периода (медленные Этюды Шопена E-dur, es-moll, медленная Прелюдия D-dur Рахманинова), развитой период вместо элементарного, или более развитой, чем в экспозиции (Гайдн. Менуэт D-dur из Квар­тета «Жаворонок», см. Пример 17, Бетховен. III ч. Allegro Es-dur из 4 со­наты для ф.-п., местная реприза, 1-е предложение 8 тт., 2-е, с большой разработкой, — 36 тт.).

Тематически помимо возвращения темы 1-й ч. иногда встречается синтез тем 1-й и 2-й чч.: в виде контрастного контрапункта, как в пьесе «Самуэль Гольденберг и Шмуль» из «Картинок с выставки», в виде сплавления мотивов в мелодической горизонтали — в последней репризе Ноктюрна Des-dur Шопена. Пример контрапунктического синтеза из му­зыки XX в. — пьеса ор.5 №3 Веберна для квартета (струнного оркестра).

В некоторых стилях XX в. благодаря тенденции непрерывного преобразования материала, процессам сквозного развития, произошла переоценка репризной структуры. В нововенской школе для осуществ­ления функции репризы признавалось достаточным сокращение темы до минимума, порой до одного видоизмененного мотива. В связи с этим стал несущественным вопрос о структурном подобии репризы по отно­шению к экспозиции, отпала необходимость в понятии двухчастной репризной формы — эта форма считалась «трехчастной песней».

В простых трехчастных формах наблюдается целый ряд особых видов репризы, отклоняющихся от норматива, в том числе неполные и функ­ционально-подобные (структурно не достигающие периода), структурно превышающие период, на новой теме, рассредоточенные. Пример не­полной репризы, где на долю репризного раздела приходится лишь 1 -e предложение периода, а 2-е смещается в коду, и только вместе с этой кодой выполняется функция репризы формы, — тема хорала Св. Анто­ния в оркестровых «Вариациях на тему Гайдна» Брамса: экспозицион­ный период 10, середина — 8, репризное предложение — 4, реприза-кода — 7 тт. Подобную форму, имеющую свойства как трехчастной, так и двухчастной, можно назвать «простая репризная форма»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: