Форма Adagio

Форма Adagio (Andante) — самостоятельный структурный тип, при­меняемый в музыке от Гайдна и Моцарта до Веберна и Прокофьева в мед­ленных частях концертов, симфоний, квартетов, сонат, также в отдель­ных медленных пьесах. Определение: форма Adagio — такая трехчастная репризная форма, в которой 1 ч. — период или простая форма, 2-я ч. — на новой теме, между частями — связующие разделы. (Форма Adagio — одна из разновидностей 2-й формы рондо в классификации пяти форм рондо А.Б. Маркса). Принципиальная схема формы такова:

А Св. В Св.1 А Кода
период (предложение), простая форма   период, неуст.серед., простая форма   период, простая форма  

Тональный план нередко отвечает логике сонатной формы: А — глав­ная тональность, В — тональность D, Св. — модуляция из Т в D. Но мо-78

гут встречаться и несонатные соотношения, когда В имеет, например, то­нальность I н. или I в.

Классический пример — II ч. Andante fis-moll из 23 фортепианного концерта Моцарта (К.488); форма усложнена лишь введением оркестро­вого дополнения-ритурнеля после темы Аи в коде. Схема такова:

А доп.-рит. Св. В Св. А доп.-рит. Кода
период     2-ч. ф.   период   доп., доп.-рит.
а а     a ab   а а    
4 + 8,     4 + 4, 8   4 + 12, 8 + 8, 8, 7
fis fis   А A-fis fis fis fis fis
             

Основные темы — тема А (Пример а), дополнение-ритурнель (Пример б), Св. (Пример в):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: