double arrow

Трехчастная форма с повторением частей. Двойная и тройная трехчастные формы


Для простой трехчастной формы, когда она генетически связана с куплетностью, характерны повторения, точные или видоизмененные. Разным вариантам таких повторов даны отдельные названия. Форма со схемами ||: А :||: В А :|| и A ||: В А :|| (заметим, что в ней сохранилась традиция фундаментальной двухчастности, действовавшей в барокко) именуется трехчастной с повторением частей.Этим структурам дается также название «трехпятичастная форма», поскольку при раскрытии репризных скобок возникает последовательность из 5 (даже 6) частей: А [А] В А В А. Однако в состав классических инструментальных форм вошли только структуры двух- и трехчастные, но не 4-, 5-, 6-частные, принадлежащие другим историческим типам форм. Поэтому от названия «трехпятичастная форма» по отношению именно к классическим музыкальным формам целесообразно отказаться. Если же при повторении частей происходят существенные изменения, к которым относятся тональ­ная транспозиция, перегармонизация, фактурно-динамическая трансформа­ция, изменение структуры, образуются двойная и тройная трехчастные формысо следующими схемами: двойная трехчастная — А [А] В А1 В1 А2; тройная трехчастная — А [А] В А1 В1 А2 В2 А3.




Примеры: простая трехчастная форма с повторением частей по схе­ме ||: А :||: В А :||Менуэт из 1 сонаты для ф.-п. Бетховена, первая часть сложной трехчастной формы (также — начальные трехчастные формы скерцо, менуэтов и других быстрых средних частей сонат и симфоний венских классиков); с повторением частей по схеме А ||: В А :|| — «Арле­кин», «Valse noble» из «Карнавала» Шумана.

Двойные и тройные трехчастные формы характерны для композито­ров-романтиков, соединявших куплетные повторы материала с актив­ным поэмным сто развитием. Примеры двойных трехчастных форм: Скрябин. Этюд cis-moll №2 (середина транспонирована из es-moll в cis-moll, последняя часть — реприза-кода); Шопен. Ноктюрн Des-dur ор.27 №2 (однотерцовое соотношение тональностей двух середин, b-moll и A-dur, тематический синтез в последней репризе, рассеивающая кода). Двойная трехчастная форма в Прелюдии Дебюсси «Voiles», написанная в целотоновом хроматическом ладу (за исключением 6 тт. на пентатони­ке) и выдержанная на органном пункте Т, имеет следующую структуру:

А В А1 В1 А2 Кода
6 + 8 + 8, 10, 5, 9, 2 + 8, 7 тт.

Помимо главной темы (Пример а), существен ее «характеристичес­кий пласт» (б), заполняющий 1-6 тт. и участвующий далее, сменяю­щийся новыми «характеристическими пластами» в репризах А1 и А2; целотоновый мотив первой середины В (Пример в) переинтонируется в пентатонный в середине В1 (Пример

Пример тройной трехчастной формы — «Эвсебий» Es-dur из «Кар­навала» Шумана, со структурой А (а а ) В А1 В1 А2 В2 А3, где период из двух тождественных предложений (4 + 4) в дальнейших репризах замещается одним предложением в функции периода (4 тт.), достигаются сущест­венные изменения в фактуре, артикуляции, динамике при проведениях середины.



В тройной-четверной простой трехчастной форме написана пьеса «У родника» As-dur из «Годов странствий» Листа, наделенная изобрета­тельной, красочной фактурой. Начальный период повторного строения в размере 12/8 насчитывает 4 тт. (2 + 2), As-dur — H-dur. Середина пов­торяется с существенными изменениями: транспозиции, перегармони­зации, смены фактуры, структуры. Четвертая середина, 4 тт., и четвертая реприза, 4 тт., входят в коду в широком смысле слова, имеющую также местное заключение, 8 тт., образуя ту полифункциональность, которая влияет на общее двойственное определение формы.







Сейчас читают про: