Определение. Применение. Строение

Определение: сложная трехчастная форма — такая контрастная реп­ризная форма, I часть которой имеет форму более крупную, чем период (простая двух- и трехчастная, вариационная, рондо, концентрическая, сложная трехчастная, сонатная), а остальные части не содержат структур более сложных. Сложная трехчастная — как бы «сложенная» форма, важнейший для нее признак составности допускает присутствие в ее час­тях форм того же или более высокого ранга.

Невиданное количество сложных трехчастных форм было создано в классическую эпоху, в частности, с точными репризами, и это отвеча­ло характерным представлениям европейского Просвещения. Данная форма — самая статуарная и симметрично уравновешенная из всех клас­сических видов музыкальной композиции. В ней выразились и философия остановленного прекрасного мгновенья (по Гете), и эстетика европейс­кого «просвещенного вкуса»: «мы предпочитаем видеть хорошо разбитый сад, а не беспорядочно растущие деревья» (Монтескье), «только вещи известные и постоянно ожидаемые волнуют... и возбуждают» (Дидро). Крепость и устойчивость репризы в этой форме созвучна мажорному ладу, преобладающему в музыке венских классиков.

Различаются два основных вида сложной трехчастной формы — с трио и с эпизодом в качестве средней части. Кроме того, существуют сложная трехчастная форма с повторением частей и сложная двойная трехчаст­ная форма.

Исторически сложная трехчастная форма с трио подготовлена тра­дицией барочной сюиты с ее последованием танцев типа Менуэт I — Менуэт II — Менуэт I. А с конца XVII в. во французской танцевальной сюите менуэт, паспье, гавот, бурре стали выступать совместно с Трио (2 гобоя и фагот) или Мюзетом. Эта оркестровая манера прослеживается и в Скерцо 9 симфонии Бетховена, где в начале Трио солируют гобои, кларнеты и фаготы, и в Скерцо 4 симфонии Чайковского, с соло гобоев и фаготов. Вообще в Трио берется меньший оркестровый состав. Сложная трехчастная с эпизодом восходит, наоборот, к вокальному истоку и стоит ближе всего к арии da capo. С середины XIX в. трио и эпизод перестают существенно различаться.

Область применения сложной трехчастной формы весьма широка: средние части симфоний, сонат, камерных ансамблей — менуэты, скер­цо, медленные части; отдельные жанровые пьесы — марши, польки, вальсы, мазурки; части сюит — серенад Моцарта, программных сюит Шумана, Мусоргского, Римского-Корсакова, Дебюсси; отдельные инст­рументальные пьесы — прелюдии, экспромты, баркаролы, пьесы с прог­раммными названиями; номера балетов, инструментальные эпизоды опер — марши, шествия, танцы.

Структурно помимо основных трех частей в этой форме бывает вступление (редко), кода (часто) и связки, главным образом к репризе.

Вступление к сложной трехчастной форме может быть коротким предварением основной музыки (Шопен. Ноктюрн f-moll ор.32 №2), но иногда представляет собой значительную музыкальную мысль, иг­рающую в форме роль рефрена: Чайковский. Andante из 2 квартета («трагические вопросы»), Римский-Корсаков, II ч. «Шехеразады», где «тема рассказа» у скрипки соло — сквозной рефрен всего произведения.

Первая часть сложной трехчастной формы обычно замкнута тонально (полный каданс) и имеет чаще всего форму простую двухчастную или трехчастную, тематически однородную. Таковы, в частности, средние части 1, 2, 4, 6 и мн. др. сонат для ф.-п. Бетховена. При этом законо­мерны и простые формы с повторением частей (Шопен, Ноктюрн f-moll ор.55 №1 — простая трехчастная с повторением частей), и простые двой­ные формы (Чайковский, 4 симфония, II ч. — двойная двухчастная).

Но сложная трехчастная форма примечательна и тем, что ее состав­ные части, прежде всего I ч., могут иметь форму того же и более высо­кого ранга, чем эта композиция. Пример сложной трехчастной формы в качестве I части сложной трехчастной формы — первая часть (Andan­te — Allegro — Andante) 13 сонаты для ф.-п. Es-dur Бетховена, где местная I ч., местное Трио и местная реприза — в простых двухчастных формах. Пример сложной трехчастной формы в качестве средней части сложной трехчастной формы — в Скерцо 4 симфонии Чайковского, со схемой средней части ABA | С | А/С, где А — тема-наигрыш традиционных для трио гобоев и фаготов (A-dur), В — местная середина (fis-moll), С — Трио, «марш духовых» (Des-dur), далее — синтетическая реприза слож­ной формы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: