Ф.Э. Бах. Рондо E-dur (1781)

Укажем некоторые фигуры в уже приведенных нотных примерах из Рондо B-dur.

Прежде всего, в рефрене присутствует эмблема рондо — фигура круга (circulatio) — Пример 61а, оборот babcb в кадансе 1-го предложения, т.4. Она выразительно обыгрывается в «лирическом отступлении» — см, Пример 65. Кроме того, скачок на сексту в главном мотиве — это воск­лицание (экскламация), а соотношение первого мотива с его движением вверх (т.1) со вторым мотивом, направленным вниз (т. 2) — фигура антит е тон. Контрастная середина рефрена (Пример 61б), полная неус­тойчивости благодаря цепи гармонических задержаний, — момент «сом­нения» (дубитация), подчеркнутый устойчивостью окружающих разде­лов. В развернутую лирическую тему c-moll (ПП2) включаются фигуры синкоп с задержаниями (Пример 62а). В фантазийных эпизодах есть участки скопления диссонансов (парресия, Пример 62б, т.3). Ярко вы­раженное «сомнение» (дубитация), сопровождаемое синкопированными задержаниями (экстенсия), представляет собой упомянутая выше связка с далекой модуляцией из c-moll в E-dur (Пример 64). Наиболее острые фигуры Ф.Э. Бах любит концентрировать в конце. В «сольной каден­ции» перед заключительным кадансом (Пример 66), среди пышного ко­лорирования, где еще раз напоминается «круг» на фоне общего контраста ан а басис-кат а басис, проходят аффективные восклицания (экскламация —

скачки вверх, с «ломбардским ритмом»), хроматические скачки на умень­шенные и увеличенные интервалы (saltus-duriusculus), поступенные хро­матизмы (passus-duriusculus), бурная, двухоктавная тирата, и, наконец, заключительные компактные аккорды, подобные которым Й. Рипель сравнивал с криками «Виват! Браво!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: