В.А. Моцарт. Рондо a-moll

У Бетховена простые рондо, гораздо более редкие, чем рондо-сона­ты, при этом разнообразны по своим видам. Тип жизнерадостно-скерцозных гайдновских финальных рондо продолжен в таких финалах, как 10 и 25 сонаты для ф.-п., обе G-dur, но с усилением разработочных эле­ментов, особенно в кодах, и с иным выстраиванием тональных планов и пропорций (см. общие принципы рондо). Тип фантазийно-разработоч­ного, многочастного рондо Ф.Э. Баха сказался в Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша» G-dur [это название записано в оригинале не рукой Бетховена], любимом концертном произведении Бетховена-пианиста, с включением большого, как бы импровизационно-разработочного раз­дела. Лирическое рондо моцартовской традиции нашло продолжение в медленных частях «Патетической» сонаты для ф.-п., «Весенней» сона­ты для скрипки, 10 квартета, 1 фортепианного трио. В «Весенней» со­нате для скрипки довольно сжатое Adagio molto espressivo B-dur, распо­ложенное между развернутыми крайними частями, имеет следующее строение:

А В А С А-кода
период середина-связка варьиров. период «фантазия» кодовый рефрен
B-dur   B-dur b-moll B-dur

Исключительным по масштабности и симфонической мощи яви­лось Рондо в финале «Вальдштейнсонаты» для ф.-п. — «Авроры». При обшей 5-частной композиции, со связками и кодой, каждый раздел стал расширен по времени, многотактен, начиная от рефрена — в 62 т., до­пускающего истолкование в качестве периода с чертами рондо. В этом финале помимо основных частей, связок и коды композитор дал место особого рода дополнениям, наполненным активной ритмофактурой на тоническом басу — как бы клокотанием чистой энергии без какого-либо ее устремления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: