И. Пахельбель. Вариации на хорал «Все люди должны умереть»

Такую же форму вариаций со смещающейся темой позднее применил Гайдн — во II ч. «Кайзер-квартета» ор.76 №3.

Также весьма специфический тип формы представляет собой вариационная сюита, в которой на основе одной темы создаются характерные для эпохи жанры — ария, павана, гальярда, куранта, жига, сальтарелла и др. Знаменитый в этом смысле образец — Ария с вариациями «La Frescobalda» Фрескобальди, со следующим порядком частей (partie): 1) Ария, 4/4, (а), 2) орнаментальная вариация, 6/4; 3) гальярда, 3/2 (б), 4) орнаментальная вариация, 4/4; 5) куранта, 6/4 (в). Здесь гальярда (б) и куранта (в), с внезапной сменой метра и ритма — характерные и свободные вариации, с изменением количества тактов, на основе basso ostinato:

Другие примеры вариационной сюиты — Сюита e-moll Пахельбеля (с аллемандой, курантой, сарабандой, жигой), Ария романеска Марини (с гальярдой и курантой).

Признаком свободы варьирования выступает и «многотональная форма» вариаций (Вл. Протопопов), как в Пассакалии d-moll Букстеху­де, проходящей путь: d-moll — F-dur — a-moll — d-moll.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: