Б) И.С. Бах. Пассакалия с-moll

По форме Пассакалия c-moll представляет собой тему и 21 вариа­цию (сакральное число 7, умноженное на сакральное число 3), где 21-я вар. является фугой на 2 темы с совместной экспозицией. В группе 11-15 вариаций басовая тема переносится в сопрано, придавая форме крупную трехчастность.

Уже 1-я вар., с приемом неправильного разрешения синкопированных диссонансов (катахреза) и паузами-вздохами (суспирация) с огромной силой баховской экспрессии выражает и изображает крестные страдания:

И.С. Бах. Пассакалия c-moll

Вся 9-я вар. заполняется имитациями, напоминающими будущий хор из «Страстей по Матфею» со словами «Не я ли?» (предам Тебя):

И.С. Бах. Пассакалия c-moll

В серединной группе вариаций, когда тема поднимается в верхний регистр (сравнимые слова из Евангелия — «И воспевши пошли на гору Елеонскую»), в освободившемся басу трижды звучит фигурированный кат а басис — символ грехопадения Петра («трижды отречешься от Меня»):

И.С. Бах. Пассакалия c-moll

Сгущенные хроматизмы и диссонансы 16 вар. и патетическое коло­рирование органа отвечают словам «душа Моя скорбит смертельно». В 18-вар. паузы появляются в самой теме (тмезис, как бы передающий тяжелое, прерывающееся дыхание — см. Пример 89 e). Наконец, дости­гается высшая регистровая точка (с3) с октавным срывом вниз («возопив громким голосом, испустил дух», Пример а), после которого наступает момент мягкого «вращения» голосов, умножающихся по количеству (фигура circulatio — «и взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащани­цею», одновременно символизация «святости», см. Примеры б, в):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: