Вариации на basso ostinato

Вариации на basso ostinato (ит. ostinato — упорный), или на остинат­ный бас, выросшие из вариаций XVI в., достигли расцвета в эпоху ба­рокко (XVII — перв. пол XVIII в.) и были возрождены в XX в.

В эпоху барокко их существование было связано с культивированием баса — практика basso continuo, учение о генерал-басе, также — с поли­фоническим мышлением, из-за чего их называют еще и полифони­ческими вариациями. Новое развитие этой формы в XX в. было вызвано полифонической тенденцией и условиями полимелодизма.

Вариации на остинатный бас были сопряжены с жанрами пассакалии и чаконы, в этот период мало отличавшимися друг от друга (чакона — более камерная, с большим участием в развитии гармонической после­довательности). Пассакалия (от исп. passacalle — ходить по улицам) к данному времени стала медленной пьесой с 4-8 тактовой темой, как и чакона (первоначально исп. народный танец). В XVII—XVIII вв. они обладали величественным, мерным движением, преимущественно ми­норным ладом, размером 3/4 (в чаконе — акцент-синкопа на 2-й доле), психологически глубоким характером — и это привлекало к ним внима­ние как в XIX в. (Брамс), так и в ХХв. ъ(Хиндемит, Шостакович).

Басы этих форм были кристаллизованы настолько, что к ним еще в XVI—XVII вв. применялся термин «тема», как к темам фуг. Это были, прежде всего, гаммообразные последования от I к V ступени — нисхо­дящие, восходящие, диатонические или хроматические (то есть, с при­менением «жестковатого хода», passus-duriusculus), с кадансом на V или I ступени:

Басы могли быть фигурированными (а, б), вообще более индиви­дуальными (в), но скрытая поступенность и кварто-квинтовые кадансы просматриваются в них вплоть до Хиндемита (г) и Шостаковича (д):

В опере в зависимости от сюжетного момента встречались и мажор­ные пассакалии — как Триумфальный танец C-dur в «Дидоне и Энее»

Перселла


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: