Образовательный менеджмент и маркетинг. Менеджмент и

маркетинг в сфере профессионального образования

Что может быть честнее и благороднее,

чем научить других тому, что сам

наилучшим образом знаешь?

Квинтилиан

Маркетингобразовательных услуг (МОУ) – это информационно-аналитическое обеспечение удовлетворения образовательных потребностей населения с учетом потребностей рынка труда и возможностей системы образования.

Образование сегодня является одной из наиболее динамично растущих и перспективных сфер экономики. Маркетинг образовательных услуг (МОУ) – это наука, изучающая рынок платных образовательных услуг; деятельность по продвижению и распределению образовательных услуг; философия образовательного бизнеса. Применение маркетинга дает возможность каждому образовательному учреждению отслеживать ситуацию на рынке труда и в соответствии с ней корректировать объем и качество образовательных услуг.

Цели маркетинга образовательных услуг следующие: формирование условий развития системы образования, которая обеспечит удовлетворение образовательных потребностей личности и общества в целом с учетом потребностей регионального рынка труда; сохранение и развитие системы образования в условиях рынка. Сфера применения МОУ, в первую очередь, – это платные образовательные услуги; в более широком понимании – это исследование соответствия всех образовательных услуг государственному образовательному стандарту, требованиям рынка труда.

МОУ – это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей:

· личности – в образовании;

· учебного заведения – в развитии и благосостоянии его персонала;

· общества – в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.

Эффективное удовлетворение этих потребностей – цель маркетинга в образовании, критерий его эффективности.

Условия осуществления МОУ следующие:

1. Создание правого поля, экономических механизмов функционирования ОУ в этом поле.

2. Подготовка кадров для образовательного учреждения на этой основе.

3. Расширение сферы договорных отношений с заказчиками.

4. Изменение системы финансирования ОУ путем решения следующих задач:

· стимулирования наиболее эффективно действующих структур;

· привлечения новых источников финансирования (спонсорские средства, добровольные взносы, внебюджетные средства);

· развития системы дополнительных платных услуг.

Основные принципы маркетинга в управлении ОУ следующие:

1. Сосредоточение ресурсов ОУ на таких услугах, которые реально необходимы потребителям.

2. Понимание качества ОУ как меры удовлетворения потребности в данных услугах.

3. Рассмотрение потребностей в широком смысле, который иллюстрируется маркетинговой фразой: «Потребителю нужна не буровая колонка, а скважина».

4. Доминирование цены потребителя над ценой продажи.

5. Предпочтение методов, которые активно формируют спрос на услуги ОУ.

6. Ориентация на долгосрочную перспективу рынка труда и сосредоточение усилий на решающих направлениях.

7. Непрерывность сбора и обработка информации о конъюнктуре рынка труда и рынка образовательных потребностей.

8. Использование различных вариантов прогнозов, оценок перспектив рынка труда на многофакторной основе.

9. Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, способов и инструментов их решения – использование научного менеджмента.

10. Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления: центр управленческих решений переносится ближе к потребителю.

11. Ситуационное управление: стили, методы и содержание деятельности организации должны быть гибкими, адекватными сложившейся ситуации на рынке труда и рынке образовательных потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: