Лабораторная работа
Правка металлических деталей кузова легкового автомобиля
Цель работы: Изучить технологию ремонта кузова.
Приборы и оборудование: Кузов, инструменты, устройство БС-71.000 или
стапель.
Краткая теория
В процессе эксплуатации элементы и узлы (сборочные единицы) кузова испытывают динамические нагрузки напряжением от изгиба в вертикальной плоскости и скручивания, нагрузки от собственной массы, массы груза и пассажиров. На кузов и его узлы воздействуют значительные напряжения, образующиеся в результате колебаний его при движении по неровностям, ударах при наезде, а также вследствие погрешностей в балансировке вращающихся узлов, смещения центра тяжести в продольном и поперечном направлениях. Эти напряжения вызывают накопление усталости и приводят к разрушениям элементов кузова.
В кузовах автомобилей, поступающих в ремонт, встречаются:
повреждения, появившиеся в результате нарастания изменений в состоянии кузова; к ним относится естественный износ, возникающий в процессе нормальной технической эксплуатации автомобиля, вследствие постоянного воздействия на кузов таких факторов, как коррозия, трение, упругая и пластическая деформация, и другие повреждения, появление которых связано с действиями человека, конструктивными недоработками, нарушением норм обслуживания кузова и правил технической эксплуатации, а также вызвано транспортными происшествиями (авариями).
|
|
АВАРИЙНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ КУЗОВОВ
Ниже приведены примеры аварийных повреждений кузовов при различных видах столкновений автомобилей. Наиболее сильные повреждения наносятся при фронтальных столкновениях передней частью кузова под углом 40—45° или сбоку между двумя транспортными средствами, движущимися навстречу. При таких столкновениях автомобиля особенно сильно разрушается передняя часть кузова, при этом действующие большие нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях передаются всем смежным деталям каркаса и особенно его силовым элементам.
При фронтальном столкновении автомобиля (рис. 1.1) передней частью кузова в районе левого переднего крыла, лонжерона и левой фары деформируются панель передка, крылья, капот, брызговики, передние лонжероны, рама ветрового окна и крыша. На рисунке это видно по линиям, указанным пунктиром. Вместе с тем невидимая деформация передается на передние, центральные и задние стойки с обеих сторон, переднюю и заднюю левые двери, левое заднее крыло и даже на заднюю панель багажника. Направления распределения нагрузок и возможные
Рис. 1.1. Фронтальное столкновение Рис. 1.2. Столкновение передней
|
|
левой частью кузова частью кузова под углом 40—45°
изменения геометрии силовых элементов каркаса кузова и его панелей указаны стрелками. При ударе, нанесенном автомобилю в переднюю часть кузова под углом 40 — 45° (рис. 1.2), повреждаются передние крылья, капот, панель передка, брызговик, передние лонжероны.
При ударе сбоку передней частью кузова (рис. 1.3) в районе сопряжения передней панели с передней частью лонжерона и левого крыла деформируются оба передних крыла, панель передка, брызговики лонжерона, капот. Кроме того, под действием растягивающих усилий нарушается проем левой передней двери, а под воздействием сжимающих усилий деформируются проем правой двери и боковина левой передней двери. При этом на передние и центральные стойки передаются значительные силовые перегрузки, вызывающие их отклонения от первоначального положения.
При ударе сбоку (рис. 1.4) передней стойкой кузова с левой стороны значительно деформируются левая передняя стойка, рама ветрового окна, крыша, пол и лонжероны переднего пола, панель передка, капот, крылья, брызговики, передние лонжероны
При этом передняя часть кузова уводится влево; порог и верхняя часть правой боковины воспринимают растягивающие, а центральные и задние стойки — сжимающие нагрузки.
Наличие невидимых деформаций в силовых элементах кузова можно установить проведением замеров: по наличию перекосов в лицевых деталях выступов одной детали относительно другой,
Рис. 1.3. Столкновение сбоку передней частью в Рис. 1.4. Столкновение сбоку в районе соединений с ланжероном и левым крылом. в районе передней стойки.
недопустимых зазоров в сопряжениях проемов с дверями, капотом, крышкой багажника. Из приведенных примеров видно, что в результате аварий деформация распространяется по сопряженным элементам кузова, вызывая нарушение геометрии его проемов и базовых точек пола. Устранить такие повреждения, требующие замены большей части деталей и сложного ремонта, можно только с помощью специального оборудования, используя в ремонтных операциях методы гидравлической и ручной правки с последующим контролем геометрии кузова.