Пример использования системы «директ-кост» в оценке эффективности предпринимательских решений

Допустим переменные затраты на производство единицы продукции (vc) равны:

сырье – 500 тенге/ед.,

топливо – 250 тенге/ед,

зарплата рабочих-сдельщиков – 100 тенге/ед.

А общие постоянные затраты (FC) равны:

амортизационные отчисления – 10000 тенге,

аренда помещения – 100000 тенге,

зарплата управленческого персонала – 150000 тенге.

Цена продажи прогнозируется на уровне 1000 тенге, а объем продаж - 1000 ед.

1. Если использовать традиционную систему управления себестоимостью и принимать решения на основе сопоставления полных затрат с валовой выручкой, то расчет будет следующий:

Переменные затраты на единицу продукции - vc =500+250+100=850 тенге;

Постоянные затраты общие – FC=10000+100000+150000=260000 тенге;

Полные затраты на единицу продукции – tc=850+260000/1000=1100 тенге;

Прибыль на единицу продукции –i= P-tc = 1000-1100 = -100 тенге:

Если сравнивать цену единицы продукции (1000 тенге) с затратами на единицу продукции (1100 тенге), то производство и продажа этого продукта будет признано невыгодным, так как Р< tc.

Управленческое решение в данном случае будет сформулировано следующим образом:

- прекратить производство продукции.

Итог:

- компания вынуждена уйти с рынка;

- потеря своего сегмента;

- предоставление шансов конкурентам укрепить свои позиции на рынке.

2. Если использовать систему «директ-кост», расчеты будут выглядеть следующим образом:

Переменные затраты на единицу продукции - vc =500+250+100=850 тенге;

Маржинальная прибыль на единицу – mr = P-vc = 1000-850 = 150 тенге,

т.е. прибыль положительная, производство не прекращаем, с рынка не уходим.

Если учесть, что постоянные затраты не вырастут какой бы объем продукции мы не производили (в краткосрочном периоде), то можно подсчитать такой объем продаж, при котором все затраты будут покрыты валовой выручкой. Для этого используем формулу расчета объема производства в точке безубыточности:

или

N = 260000/150 = 1734 ед.

Т.е. если мы произведем и продадим на 734 ед. больше, то мы возместим себе все затраты, оставаясь на рынке.

Управленческое решение в данном случае будет сформулировано следующим образом:

- не сворачивать производство продукции;

- увеличить объем продаж до 1734 ед.;

- активизация работы отдела маркетинга.

Итог:

- компания осталась на рынке;

- не потеряла свой сегмент;

- не дала шансов конкурентам.

Если даже компании не удастся увеличить объем продаж, оставшуюся часть постоянных затрат – 90000 тенге (260000-(150*1000)), можно будет возместить в более благоприятные периоды (резкое повышение цены, закрепление положительного имиджа за компанией и т.д. и т.п.).

При выборе политики минимальных цен, не покрывающих полные затраты производства, предприниматель рассчитывает на увеличение прибыли за счет уменьшения постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции.

Преобразуя формулу расчет объема производства в точке безубыточности, можно найти цену продукта в точке безубыточности:

.

Рентабельность продукции рассчитывается по формуле (Р-рентабельность, С-себестоимость продукции, Ц-цена продукции);

.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию эффективности предпринимательской деятельности

2. Какие показатели отражают усилия, а какие – результат предпринимательской деятельности?

3. Что такое себестоимость продукции, издержки производства?

4. Классификация затрат

5. Сущность системы «директ-кост»

6. Маржинальная прибыль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: