Тема 10. Институты представительства и согласования интересов: парламент и политические партии

Понятие институтов представительства интересов. Масштабы деятельности институтов представительства интересов. Формальные и неформальные институты представительства интересов. Парламент как институт представительной власти. Функции и структура парламента. Партия как политический институт. Основные подходы к анализу партий: институциональный, социологический, психологический, социокультурный. Организационная структура партии. Парламентские и внепарламентские партии, правительственные и оппозиционные партии, массовые и кадровые партии. Идеологические ориентации партий. Классификация партий по программным установкам. Универсальные партии. Партийные системы и их основные типы. Причины формирования многопартийных систем. Концепция социальных расколов С. Липсета и С. Роккана. Фрагментация партийных систем. Взаимосвязь избирательных и партийных систем: социологические «законы» М. Дюверже. Многопартийные системы и партийные коалиции. Теории образования коалиций.

Тема 11. Институты представительства и согласования интересов: клиентелизм, лоббизм и корпоративизм

Клиентелизм как неформальный институт представительства интересов. Роль корпоративизма в системе патримониальных отношений. Лоббизм как функциональная система представительства интересов. Основные методы лоббизма. Типология лоббизма. Корпоративизм и неокорпоративизм как институты представительства и согласования интересов. Разновидности корпоративизма: традиционный, авторитарный, бюрократический, либеральный, социальный, гибридный. Плюралистическая и корпоративистская модели представительства интересов. Оценка степени плюралистичности системы представительства интересов. Взаимосвязь степени плюралистичности системы представительства интересов и характера правительства.

Тема 12. Институты представительства и согласования интересов: средства массовой информации в политике

Средства массовой информации как политический институт. Роль СМИ в современном обществе. Особенности политического воздействия СМИ. Феномен «медиатизации» политики. СМИ, общество и государство: проблемы взаимоотношений. Модели регулирования деятельности СМИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: