МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
_______________
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ПРОФПРИГОДНОСТИ
ОПЕРАТОРОВ
Методические указания к лабораторной работе № 14
по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
ПЕНЗА 2013*
__________________________________________________
*Переиздание МУ от 2001 г.
УДК 574(075)
В работе освещены цель, методы проведения, компоненты и значимость профотбора в операторской деятельности. Проведена краткая характеристика основных психологических функций человека - оператора. Работа направлена на приобретение практических навыков в проведении профессионального отбора с применением психологических тестов.
Методические указания адресованы студентам старших курсов всех специальностей и форм обучения.
Таб. 17, блиогр. 1 назв.
Составители: О. В. Симакина
Научный редактор В. И. Симакин, заведующий кафедрой «Экология и безопасность жизнедеятельности», канд. техн. наук, доцент
|
|
Рецензент: В. С. Арбузов, профессор, академик МАНЭБ
Методические указания
к лабораторной работе № 14
по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ
ПРОФПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ
Цель работы: изучение метода и приобретение практических навыков в проведении профессионального отбора с применением психологических тестов (на примере определения профпригодности операторов).
Теоретическая часть
Сложные изменения в характере труда, дальнейшая дифференциация его видов остро ставит вопрос об учёте индивидуальных особенностей каждого человека при выполнении трудовых обязанностей.
С целью достижения наибольшего соответствия профессии и индивидуально-психологических качеств и свойств человека проводится профессиональный отбор - научно организованный допуск людей к определённому виду профессионального обучения и деятельности.
Выделяют следующие компоненты профессионального отбора:
1. Медицинский отбор. В его задачу входит выявление лиц, состояние здоровья и уровень физического развития которых позволяет овладеть специальностью, для которой проводится профотбор.
2. Социально-психологический отбор. В его задачу входит выявление социально обусловленных свойств, которые необходимы для успешной работы человека в коллективе (мотивация, интересы, морально-психологические качества).
3. Образовательный отбор. В его задачу входит выявление кандидатов с минимумом знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения.
|
|
4. Психологический отбор. В его задачу входит определение среди наличного контингента людей, по своим психологическим свойствам и качествам наиболее полно соответствующих профессиональным требованиям (существуют следующие методы психологического отбора: беседы, самоотчёты, наблюдения, специальные тесты).
Наиболее важное значение приобретает психологический отбор для различных форм интеллектуальных видов деятельности, среди которых операторская деятельность является наиболее распространенной в самых различных областях.
Главными функциями оператора в любой системе становятся: контроль, программирование, прогнозирование (предвидение), управление, т.е., в общем случае, постановка задачи и принятие решений. От профпригодности оператора зависит эффективность и безопасность деятельности всего коллектива, а также исключение аварийных ситуаций на производстве.
В своей работе оператор активно использует следующие профессионально-значимые свойства:
1. Аттенционные свойства (избирательность, концентрация, объем и устойчивость внимания).
2. Мнемические свойства (объём долговременной и кратковременной памяти).
3 Мыслительные свойства (оперативное мышление), логичность мышления, сложные ассоциации.
Внимание - направленность сознания на объект и концентрация сознания на этом объекте.
Внимание характеризуется следующими качествами:
Избирательность внимания проявляется в способности человека сосредоточиться на определённой задаче.
Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивности (концентрации) внимания. Показатель устойчивости - высокая продуктивность деятельности в течение некоторого промежутка времени.
Концентрация внимания - степень сосредоточенности внимания на объекте.
Объем внимания - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Память - свойство сознания накапливать, хранить и использовать информацию о мире, окружающем человека, и о самом себе. В деятельности человека-оператора в том или ином виде проявляются все основные формы памяти:
а) кратковременная, обеспечивающая хранение поступившей информации в течении короткого промежутка времени. Она подразделяется на непосредственную и оперативную. В непосредственной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств (время хранения - несколько секунд). Оперативная память представляет собой способность человека сохранить текущую информацию для выполнения того или иного действия (длительность хранения определяется временем выполнения данного действия);
б) долговременная память обеспечивает хранение поступившей информации в течении длительного времени (дни, месяцы, годы).
Мышление -опосредованное отражение сущности явлений и отношений между ними.
Для инженерной психологии особое значение имеет оперативное мышление.
Оперативное мышление - такой процесс решения практических задач, в т.ч. и задач управления, в результате которого формируется субъективная модель предполагаемой совокупности действий (плана операции), обеспечивающая решение поставленной задачи.
Логичность мышления отражает ход мыслительного процесса:
- постановка вопроса, уяснение условий, нахождение принципа (идеи) задачи,
- выдвижение предположений, проверка их логическим и практическим путем, вывод - умозаключение.
Сложные ассоциации -связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (идеями, восприятиями, ощущениями, представлениями и т.п.)
Часто оператору приходится выполнять работу в условиях дефицита времени, что создаёт высокую напряжённость деятельности.
Для количественной и качественной оценки свойств, важных для профессиональной деятельности оператора, могут быть применены методики, сравнительно близко воссоздающие специфику операторского труда:
|
|
- оперативное мышление - тест «Фишки»;
- оперативную память - тест «Счёт вперёд и обратно»;
- избирательность внимания - тест «Кольца Ландольта», тест Мюнстерберга;
- устойчивость внимания - тест «Куб Линка», «Лабиринт»;
- объем внимания - тест «Карточки»;
- концентрация внимания - тест «Перепутанные линии»;
- логичность мышления и образования сложных ассоциаций - тест по методике Равена.
При проведении психологического отбора, с использованием комплекса тестовых методик, каждый испытуемый получает балльную оценку выраженности профессионально значимых свойств и качеств, которая позволяет отнести его к группе с «низким», «средним» или «высоким» уровнем развития этих качеств.
Соединив между собой соответствующие оценки в баллах, в табл.1 получают профиль выраженности профессионально значимых свойств испытуемого. На основании профиля делается вывод о профпригодности испытуемого для данной деятельности.
Таблица 1
Таблица оценки уровня