Уровни развития - профессионально важных свойств | высокий | |||||||||
средний | ||||||||||
низкий | ||||||||||
оперативное мышление | оперативная память | избирательность внимания | устойчивость внимания | объем внимания | концентрация внимания | логичность мышления | ||||
Так, испытуемые, профиль которых лежит, в основном, в области низкого уровня развития профессионально важных свойств, малопригодны для работы оператором.
Испытуемые, профиль которых лежит, в основном, в области среднего уровня развития профессионально важных свойств, пригодны для работы оператором.
Испытуемые, профиль которых лежит, в основном, в области высокого уровня развития профессионально важных свойств, должны направляться на более сложную, ответственную работу.
Определение уровня развития оперативного мышления
С этой целью используется тест «Фишки», суть которого заключается в решении испытуемым семи задач разной степени сложности.
Инструкция испытуемому: в клетках теста размещены пять пронумерованных фишек. В каждой задаче надо из указанной последовательности фишек за минимальное количество ходов перейти к последовательности
Г |
Перемещение фишек осуществляется через пустую клетку «Г» в направлении вверх, вниз, вправо, влево, но только не по диагонали. Если при поиске оптимального решения возникают трудности, разрешается ставить фишки заново (но не более 1 раза). Важно, чтобы решение задачи анализировалось мысленно.
Экспериментатор показывает испытуемому возможность передвижения фишек, т.е. только по вертикали и горизонтали и приводит образец решения (на примере 1 задачи). Время решения каждой задачи экспериментатором фиксируется по секундомеру.
Затем заполняется табл.1 и, используя табл.2, выставляется испытуемому балльная оценка.
Образцы расстановки фишек
Пример (задача 1-ая)
Перейти от последовательности
к последовательности:
Оптимальное решение задачи в 4 хода. Ходы 1, 4, 2, 1.
Таблица2