МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
По дисциплине «Медицинская биофизика» МВ 1112
Для специальности 5В110400 «Медико-профилактическое дело»
Тема №3: Электрогенез. Электродный потенциал.
Количество часов: 1
Курс: 1
Составитель: Калиева Ж.А.
Астана, 2013г.
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № ______ от «____»________________ 20__г.
Зав.кафедрой _____________ __________________
(подпись) Ф.И.О.
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № ______ от «____»________________ 20__г.
Зав.кафедрой _____________ __________________
(подпись) Ф.И.О.
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № ______ от «____»________________ 20__г.
Зав.кафедрой _____________ __________________
(подпись) Ф.И.О.
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № ______ от «____»________________ 20__г.
Зав.кафедрой _____________ __________________
(подпись) Ф.И.О.
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № ______ от «____»________________ 20__г.
Зав.кафедрой _____________ __________________
(подпись) Ф.И.О.
1. Тема: Электрогенез. Электродный потенциал.
|
|
2. Цель занятия: дать представление о возбудимости мембран, молекулярных механизмах электрохимических потенциалов мембран и теории распространении нервного импульса вдоль возбудимого волокна
3. Задачи обучения:
Разобрать: понятие возбудимости, виды потенциалов, генерации и передаче биопотенциалов, способах регистрации потенциалов, теории распространения потенциала по нервному волокну.
4. Основные вопросы темы:
1. Мембранный потенциал.
2. Микроэлектродный метод внутриклеточного измерения потенциалов.
3. Доннановское равновесие и потенциал Доннана.
4. Равновесный потенциал.
5. Стационарный потенциал Гольдмана –Ходжкина.
6. 8. Потенциал покоя, его ионная природа. Формула Нернста, Гольдмана для мембранного
7. потенциала.
8. Потенциал действия, особенности его возникновения в различных структурах.
9. Эквивалентная электрическая схема возбудимой мембраны.
10. Кабельная теория распространения потенциала действия.
Методы обучения и преподавания.
1. Разбор теории со всей группой.
2. Индивидуальное собеседование.
3. Оценка выполнения работы.
6. Литература:
1. Антонов В.Ф...Биофизика.М.:Владос,2000, глава 3,4.
2. Ремизов А.Н… Медицинская биологическая физика.М.:Дрофа, 2004, глава 11.
3. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика, 1999,2003,Глава 13
4. Владимиров Ю.А....Биофизика.1983г, глава 8.
7. Контрольные вопросы по теме:
1.Виды потенциалов (диффузный, мембранный, фазовый).
2.Потенциал покоя, его ионная природа.
3.Формула Нернста, Гольдмана для мембранного потенциала.
4.Эквивалентная электрическая схема возбудимой мембраны.
|
|
5.Кабельная теория распространения импульсов.
Тестовые задания
Потенциал действия - это
А) общее изменение разности потенциалов между внутриклеточной средой и окружающей средой, происходящее при возбуждении клетки
B) общее изменение разности потенциалов между внутриклеточной средой и окружающей средой, происходящее в состоянии покоя
C) отрицательный потенциал, возникающий между аксоплазмой и окружающей средой
D) разность потенциалов между цитоплазмой и окружающей средой существующая в нормально функционирующей покоящейся клетке
E) способность клеток к быстрому ответу на раздражение, проявляющееся изменением электрического состояния клеточной мембраны