Теория системной динамической локализации ВПФ человека

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ (далее - НП) – это наука, изучающая нарушения высших психических функций (далее – ВПФ) при локальной или очаговой патологии мозга: ЧМТ, опухолях головного мозга, паразитарных заболеваниях головного мозга, сосудистых заболеваниях головного мозга (инсультах, аневризмах, гематомах и др.)

НП – область психологической науки изучающая структурную, функциональную организацию ВПФ.

То есть, когда в головном мозге (далее – ГМ) есть этот очаг, и этот очаг нужно найти. Это аналог томографии и МРТ (не диагностируемые малые размеры опухоли до 3 мм доступны нейропсихологическому обследованию).

Теория НП объясняет закономерности нарушения и восстановления ВПФ при локальных поражениях ГМ и обосновывает представление об их мозговой организации. Она способна, с одной стороны, объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений ВПФ, с другой стороны, предсказать новые факты и закономерности.

Развивается НП нормы (как здоровые обследуемые отличаются по развитию той или иной ВПФ).

Кроме того, НП изучает проблемы функциональной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия, что широко используется, например, при профотборе при обследовании здоровых лиц. Также НП изучает проблему левшества и амбидекстрии.

Общепсихологическую основу нейропсихологической теории составляет теория системной динамической локализации ВПФ человека.

Теория системной динамической локализации ВПФ человека

Основа этой теории – положение о системном строении ВПФ и их системной мозговой организации. Понятие «ВПФ», которое является центральным для НП, было введено в общую психологию и нейропсихологию Львом. Семёновичем. Выготским. Затем подробно разработано А. Р. Лурией и его школой.

ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

Согласно Лурии, ВПФ обладают тремя основными характеристиками:

1. Они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов.

2. Они опосредованы по своему психологическому строению преимущественно с помощью речевой системы.

3. Они произвольны по способу осуществления.

Всякая функция в культурном развитии ребёнка (Выготский) появляется на сцену дважды, как бы в двух планах. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, а затем внутри ребёнка как категория интрапсихическая (ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ функции). Выготский в своей работе о психологических системах описывает три этапа формирования произвольных действий:

I. Взрослый командует, ребёнок выполняет (интерпсихический этап). Очень важным является совместная деятельность ребёнка и взрослого, которая является основой развития, программирования и контроля. (Образ, затем слово).

II. Ребёнок командует сам себе, т.е. регулирует свою деятельность самостоятельно при этом комментируя при помощи внешней речи (Рисует, ломает карандаш, меняет карандаш, при этом комментирует = эгоцентрическая речь). Эти слова впоследствии становятся способом планирования деятельности. Постепенно эгоцентрическая речь уходит во внутреннюю речь.

III. Ребёнок не проговаривает, а думает, затем выполняет. Переход на интрапсихический этап.

Два пункта, которые возбуждаются из вне имеют тенденцию действовать в единой системе и превращаются в интракортикальный пункт или систему. Пункты мозга, которые работают вместе превращаются в систему, потому что между ними формируются «дорожки» объединяющие их, то что мы называем ассоциативными связями (Выготский).

ВПФ – сложные системные образования, которые качественно отличаются от других психических явлений. Они являются психологическими системами (по Выготскому), которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований (подкорковые структуры, кора без левой височной и лобных отделов) в виде подчиненных слоев внутри нового целого.

Основные характеристики ВПФ:

- опосредованность

- осознанность

- произвольность

Представляют собой системные качества, характеризующие ВПФ как психологические системы. ВПФ как системы обладают большой пластичностью и взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Инвариантными (неизменными) в них являются исходная задача программа деятельности и конечный результат. Средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функций.

(3+2=5 – задача и результат не меняются. На разных уровнях разные пути решения). Одновременно с интериоризацией функции меняется и её психологическая структура.

Закономерности формирования ВПФ: первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми, то есть как интерпсихологический процесс. И лишь позже они становятся полностью внутренними – интрапсихологическим процессом. По мере формирования ВПФ происходит превращение внешних средств осуществления функций во внутреннее психологическое. То есть происходит их интериоризация. В процессе своего развития ВПФ постепенно свертываются, автоматизируются.

На первых этапах своего формирования ВПФ представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные моторные и сенсорные процессы. Затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура ВПФ.

Представление о ВПФ как о сложных психологических системах было дополнено Лурией представлением о ВПФ как о функциональных системах. Под функциональной системой в НП понимается психофизиологическая основа ВПФ. Характеризуя ВПФ как функциональные системы, Лурия писал, что особенностью этого рода функциональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев.

При недоразвитии одного из звеньев нарушается работа всей функциональной системы. Но каждый раз нарушается по-разному в зависимости оттого, какое звено недоразвилось у ребёнка, либо пострадало у взрослого. Наблюдаемая при этом картина дефекта включает три составляющих:

1. Первичный дефект – связан с нарушением функции, непосредственно связан с пострадавшими отделами мозга.

2. Вторичные дефекты – нарушения, обусловленные системными следствиями первичного дефекта.

3. Третичными дефекты, к которым относятся компенсаторные перестройки, которые произошли в результате первичного, вторичного дефектов. Перестройки могут быть «+» и «-».

Таким образом, ВПФ или сложные формы сознательной психической деятельности системны по своему психологическому строению и имеют сложную психофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем.

Это положение является центральным для теории системной динамической локализации ВПФ человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: