НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ (далее - НП) – это наука, изучающая нарушения высших психических функций (далее – ВПФ) при локальной или очаговой патологии мозга: ЧМТ, опухолях головного мозга, паразитарных заболеваниях головного мозга, сосудистых заболеваниях головного мозга (инсультах, аневризмах, гематомах и др.)
НП – область психологической науки изучающая структурную, функциональную организацию ВПФ.
То есть, когда в головном мозге (далее – ГМ) есть этот очаг, и этот очаг нужно найти. Это аналог томографии и МРТ (не диагностируемые малые размеры опухоли до 3 мм доступны нейропсихологическому обследованию).
Теория НП объясняет закономерности нарушения и восстановления ВПФ при локальных поражениях ГМ и обосновывает представление об их мозговой организации. Она способна, с одной стороны, объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений ВПФ, с другой стороны, предсказать новые факты и закономерности.
Развивается НП нормы (как здоровые обследуемые отличаются по развитию той или иной ВПФ).
|
|
Кроме того, НП изучает проблемы функциональной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия, что широко используется, например, при профотборе при обследовании здоровых лиц. Также НП изучает проблему левшества и амбидекстрии.
Общепсихологическую основу нейропсихологической теории составляет теория системной динамической локализации ВПФ человека.
Теория системной динамической локализации ВПФ человека
Основа этой теории – положение о системном строении ВПФ и их системной мозговой организации. Понятие «ВПФ», которое является центральным для НП, было введено в общую психологию и нейропсихологию Львом. Семёновичем. Выготским. Затем подробно разработано А. Р. Лурией и его школой.
ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.
Согласно Лурии, ВПФ обладают тремя основными характеристиками:
1. Они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов.
2. Они опосредованы по своему психологическому строению преимущественно с помощью речевой системы.
3. Они произвольны по способу осуществления.
Всякая функция в культурном развитии ребёнка (Выготский) появляется на сцену дважды, как бы в двух планах. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, а затем внутри ребёнка как категория интрапсихическая (ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ функции). Выготский в своей работе о психологических системах описывает три этапа формирования произвольных действий:
|
|
I. Взрослый командует, ребёнок выполняет (интерпсихический этап). Очень важным является совместная деятельность ребёнка и взрослого, которая является основой развития, программирования и контроля. (Образ, затем слово).
II. Ребёнок командует сам себе, т.е. регулирует свою деятельность самостоятельно при этом комментируя при помощи внешней речи (Рисует, ломает карандаш, меняет карандаш, при этом комментирует = эгоцентрическая речь). Эти слова впоследствии становятся способом планирования деятельности. Постепенно эгоцентрическая речь уходит во внутреннюю речь.
III. Ребёнок не проговаривает, а думает, затем выполняет. Переход на интрапсихический этап.
Два пункта, которые возбуждаются из вне имеют тенденцию действовать в единой системе и превращаются в интракортикальный пункт или систему. Пункты мозга, которые работают вместе превращаются в систему, потому что между ними формируются «дорожки» объединяющие их, то что мы называем ассоциативными связями (Выготский).
ВПФ – сложные системные образования, которые качественно отличаются от других психических явлений. Они являются психологическими системами (по Выготскому), которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований (подкорковые структуры, кора без левой височной и лобных отделов) в виде подчиненных слоев внутри нового целого.
Основные характеристики ВПФ:
- опосредованность
- осознанность
- произвольность
Представляют собой системные качества, характеризующие ВПФ как психологические системы. ВПФ как системы обладают большой пластичностью и взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Инвариантными (неизменными) в них являются исходная задача программа деятельности и конечный результат. Средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функций.
(3+2=5 – задача и результат не меняются. На разных уровнях разные пути решения). Одновременно с интериоризацией функции меняется и её психологическая структура.
Закономерности формирования ВПФ: первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми, то есть как интерпсихологический процесс. И лишь позже они становятся полностью внутренними – интрапсихологическим процессом. По мере формирования ВПФ происходит превращение внешних средств осуществления функций во внутреннее психологическое. То есть происходит их интериоризация. В процессе своего развития ВПФ постепенно свертываются, автоматизируются.
На первых этапах своего формирования ВПФ представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные моторные и сенсорные процессы. Затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура ВПФ.
Представление о ВПФ как о сложных психологических системах было дополнено Лурией представлением о ВПФ как о функциональных системах. Под функциональной системой в НП понимается психофизиологическая основа ВПФ. Характеризуя ВПФ как функциональные системы, Лурия писал, что особенностью этого рода функциональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев.
При недоразвитии одного из звеньев нарушается работа всей функциональной системы. Но каждый раз нарушается по-разному в зависимости оттого, какое звено недоразвилось у ребёнка, либо пострадало у взрослого. Наблюдаемая при этом картина дефекта включает три составляющих:
1. Первичный дефект – связан с нарушением функции, непосредственно связан с пострадавшими отделами мозга.
|
|
2. Вторичные дефекты – нарушения, обусловленные системными следствиями первичного дефекта.
3. Третичными дефекты, к которым относятся компенсаторные перестройки, которые произошли в результате первичного, вторичного дефектов. Перестройки могут быть «+» и «-».
Таким образом, ВПФ или сложные формы сознательной психической деятельности системны по своему психологическому строению и имеют сложную психофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем.
Это положение является центральным для теории системной динамической локализации ВПФ человека.