Практические задачи специальной психологии

В число важных практических задач специальной психологии входят:

♦ выявление детей с нарушениями в развитии;

♦ их дифференциальная диагностика;

♦ разработка соответствующих психодиагностических методик.

Принципы, которыми следует руководствоваться при обследовании детей с нарушениями в развитии:

♦ принцип комплексного изучения ребенка;

♦ принцип динамического изучения ребенка (исследование ЗБР и ЗАР; принимается обучающий эксперимент);

♦ принцип целостного, системного обучения, выявляется первичный дефект и вторичное нарушение, изучение происходит в процессе деятельности;

♦ принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психолого-педагогической диагностики.

Необходимость реализации этих принципов сформировала объективную потребность в создании психологической службы в системе специального образования, нацеленную на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.

На сегодняшний день актуальный подход: от диагностики отбора - к диагностике специфических особенностей психического развития.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте предмет и задачи изучаемой дисциплины. Как вы представляете соотношение составляющих ее наук?

2. В чем сущность и значение для работы педагога понятий «среднестатистическая норма развития», «функциональная норма развития»?

3. Каковы условия нормального психического развития ребенка?

4. Какие факторы отклоняющегося развития вы знаете?

5. Раскройте общие закономерности отклоняющегося развития.

6. В чем сущность учения Л. С. Выготского о первичном и вторичном дефектах развития? Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?

7. Классификация детей с отклонениями в развитии по В. В. Лебединскому. Что легло в основу данной классификации?

8. Каковы основные параметры дизонтогенеза?

Литература

1. Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. — М, 1999.

2. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. — М., 1985.

4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

5. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2000.

6. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: