Материалы для семинарского занятия. Основные понятия: Отбор детей, медико-педагогическая комиссия, психолого-педагогическая консультация

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Отбор детей, медико-педагогическая комиссия, психолого-педагогическая консультация, состав ПМПК, документация, заключение, принципы обследования, направления обследования, базовый диагностический набор для психологического обследования, значимые функции и навыки.

Методические указания

Основная задача этого семинара — раскрыть комплексный, многоплановый системный характер диагностики отклонений в развитии и показать, что структура имеющегося у ребенка нарушения может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в его обследовании специалистов разного профиля. Для этого необходимо уяснить преимущества ПМПК перед МПК, состав и организацию работы этого учреждения. Вместе с тем требуется охарактеризовать принципы отбора детей в специальные учреждения, которыми руководствуются специалисты ПМПК: отграничение детей с определенным видом патологии от других групп детей, дифференцированное обучение по степени тяжести имеющихся отклонений в развитии, возрастной принцип.

Поскольку основными направлениями обследования являются медицинское, психологическое, логопедическое, требуется проанализировать отдельно каждое из них. Целесообразно также выделить принципы обследования и охарактеризовать их.

Особого внимания требует рассмотрение проблем и подбор методик для психологического обследования детей различного возраста на ПМПК, а также учет требований сформированности значимых для школы функций и навыков в соответствии с возрастом.

Литература

1. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.

2. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

3. Венгер А. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

4. Дефектологический словарь. — М., 1970.

5. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

6. Дошкольное образование в России / Ред.-сост. Р. Б. Стеркина. — М., 1996.

7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей — М., 1995.

8. Карпов В. Ю., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей // Вопросы психологии, 1985. — № 2.

9. Катаева А. А., Стеблева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.

10. Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1999.

11. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.

12. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

13. Малофеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология, 1996. — № 1.

14. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяченко. - М., 1965.

15. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: