Особенности педагогической профессии
Своеобразие педагогической профессии
По классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию выделяют прежде всего по повышенному чувству долга и ответственности. Педагогическая профессия отличается от других профессий типа "человек — человек" - она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.
Педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной. Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством.
|
|
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Гуманистическая функция педагогической профессии
Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическа я — с развитием его личности, творческой индивидуальности.
Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало,
Разрабатывал идеи свободного воспитания. Автор "Азбуки", "Книг для чтения", методических руководств.
отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.
Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского.
Первоочередная задача школы, отмечал В.А.Сухомлинский, - чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда.
Коллективный характер педагогической деятельности
Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.
Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива.