double arrow

Тема 4. Педагогическая профессия и ее особенности

Раздел 2. Педагог: личность и профессия.

План:

1. Возникновение педагогической профессии. Педагоги-классики о значении педагогической профессии и личности учителя в жизни общества.

2. Понятие “педагогическая профессия”, ее специфика.

3. Учитель как субъект педагогического труда. Модель современного учителя.

4. Профессиональная пригодность педагога как основа его профессионализма, ее структура. Диагностика профессиональной пригодности будущего учителя.

Основные понятия: педагогическая профессия, специальность учителя, профессиограмма педагога, задатки к педагогической профессии, профессиональная пригодность учителя.

1. Возникновение педагогической профессии. Педагоги-классики о значении педагогической профессии и личности учителя в жизни общества. В современном обществе существует огромное множество видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Профессия — это вид труда с определенными функциями и требованиями к выполняющему их человеку. Педагогическая профессия является одной из самых распространенных и самых необходимых в обществе, так как все другие профессии осваиваются людьми только в ходе специально организованной педагогической деятельности. Поступательное развитие общества осуществлялось благодаря тому, что накопленные человечеством знания об окружающем мире, производственный и социальный опыт передавались от поколения к поколению. Необходимость подготовки новых поколений к жизни и труду на основе уже имеющегося общественного опыта привела к появлению обучения и воспитания, которые очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Это и явилось предпосылкой к возникновению педагогического труда как специфического вида деятельности.

Первые школы возникли в странах древнего Востока (Египте, Вавилоне, Ассирии, Финикии) в связи с тем, что в них было развито земледелие на основе искусственного орошения, что требовало значительных знаний для строительства гидротехнических сооружений. Строительство городов и плотин на реках потребовали деятельности с использованием научных знаний об окружающем мире. Так появились основы арифметики, геометрии, астрономии, медицины... Научные знания были недоступны основной массе людей, хранились жрецами и передавались из поколения в поколение небольшому количеству людей, которые предназначались для жреческой деятельности (в основном это были дети жрецов). При храмах в больших древних городах существовали жреческие школы, учителями в которых были жрецы, составлявшие привилегированную часть общества.

Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках примерно за 2500 лет до нашей эры. Позже в Египте возникло учебно-научное учреждение “Рамессеум”, где обучались не только жрецы, но и воины, врачи, архитекторы.

До современности дошли сведения о существовании школ в Античной Греции. Это были платные частные школы грамматистов и кифаристов, в которых обучались мальчики, дети аристократов, с 7 до 14 лет. Девочки в древней Греции получали исключительно семейное воспитание. Учителя в этих школах назывались дидаскалами (от греч. didasko — учу). Идущего из школы и в школу ученика сопровождал раб, которого называли педагогом (от греческого peida gogos — вождение детей). В дальнейшем это слово стало использоваться в широком смысле, педагогами стали называть тех, кто обучал и воспитывал детей, то есть “вел их за собой”.

В Спарте учебно-воспитательные заведения, школы называли агеллами, а учителей — педономами, они назначались старейшинами из числа наиболее образованных и знатных аристократов. Главным содержанием спартанских школ было обучение детей военному делу, формирование их крепкого здоровья, физической выносливости, ловкости, а также непременной преданности своему государству.

В Древнем Риме в первой половине 2 века до н.э. оформились грамматические школы, где в течение четырех лет обучались дети знати (опять же только мальчики). Целью обучения в этих школах было хорошее (по тем временам) гуманитарное образование, позволявшее в дальнейшем занять определенный государственный пост, стать политиком, судебным оратором и т.д. Учителей в этих школах называли грамматиками или литераторами, они набирались из среды широко образованных людей того времени, независимо от их социального статуса (иногда учителями становились люди из социальных низов, если природная одаренность и огромная работоспособность позволяли им приобщиться к образованию, овладеть широкими знаниями).

Школы в древних государствах нельзя сравнивать с современными, так как тогда не было определенной системы обучения и воспитания. Дети овладевали определенными знаниями, умениями и навыками в индивидуальном общении с учителями. Не было привычных для нашего представления классов, уроков и перемен, планов и программ обучения. Однако из глубин веков до нас дошли сведения о выдающихся учителях. Каждая цивилизация рождала своих выдающихся педагогов, ими были самые образованные люди своего времени. Это — врач Конфуций в древнем Китае, философ Сократ в Афинах (древнегреческом государстве), Марк Квинтилиан Фабий в Древнем Риме...

В период раннего средневековья (11 — 14 века нашей эры) в области просвещения безраздельно господствовала церковь. В этот период имелись школы трех типов: монастырская, соборная (так называемая кафедральная или епископская), приходская. В первых двух обычно обучались мальчики, готовившиеся принять сан священников или стать монахами, в приходской был светский контингент учеников. В этих школах обязательным было обучение чтению, письму, счету, закону божьему и пению, а также вводились курсы грамматики, риторики, диалектики (философские знания), арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Во всех типах школ обучение вели монахи, имевшие склонность к педагогической профессии (хотя как таковой ее еще не существовало, так как не было специальной подготовки, позволяющей осуществлять обучение и воспитание профессионально, не было как таковой и науки педагогики). Уроков — коллективной работы всего класса по единой программе — в средневековой школе тоже не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из них выполнял какое-то свое учебное задание. Учитель по очереди занимался с каждым индивидуально.

В 16 — 17 веках, когда накопленные знания об окружающем мире, достаточно развитые науки, искусства и ремесла позволили сформироваться педагогике, как особой отрасли человеческих знаний, появилась научно обоснованная классно-урочная система обучения, которая, конечно же, в усовершенствованном виде, существует и сегодня.

Примечательно, что первые “ростки” классно-урочной системы обозначились на территориях современных Белоруссии и Украины. Именно здесь возникли так называемые “ братские школы”, в которых могли учиться не только дети богатых феодалов, но и бедноты. Эти школы имели свои демократические Уставы, которые можно было считать кодексом нравственности народного учителя. Учителями в братских школах уже были в основном не священники, а светские, хорошо образованные для того времени люди, хотя и с религиозным мировоззрением (другого быть не могло в силу особенностей эпохи). К ним братскими общинами предъявлялись особые требования, занесенные в Уставы школ: “Учитель должен и учить и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитания. Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других”. В соответствии с Уставом учитель должен быть “рассудителен”, то есть не кичится знаниями, не подавлять своими мудрствованиями тех, кого учит. Он должен быть также “смиренномудр, кроток, воздержлив, не гневлив”.

Братские школы сыграли важную роль в развитии школьного дела не только на тех территориях, где находились, но и для всей Европы.

Научно, теоретически обосновал классно-урочную систему великий чешский педагог Я.А. Коменский. В фундаментальном научном труде “Великая дидактика” (1637 г.) и небольшом сочинении “Законы хорошо организованной школы” (1653) он разработал систему обучения, которая и легла в основу современных школ. Я.А. Коменский был уже профессиональным педагогом, он считал, что должность учителя “ настолько превосходная, как никакая другая под солнцем” [ 4 ].

Начиная с 17 столетия, школьное дело получило стремительное развитие. В 18 — 19 веках профессия учителя становится массовой. Появились специальные учебные заведения, в которых осуществлялась профессионально-педагогическая подготовка. Возникли разнообразные типы школ. В связи с этим появилась необходимость специальной профессионально-педагогической подготовки.

В ХХ столетии в педагогических вузах стали вводиться дополнительные специализации. Стандартами высшего педагогического образования сегодня предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и педагогов-воспитателей, социальных педагогов, учителей, имеющих вторую педагогическую специальность (например, информатика, иностранный язык и т.д.). В настоящее время все педагогические институты нашей республики преобразованы в педагогические университеты, появились новые типы средних педагогических учебных заведений (педколледжи). Подготовка кадров учителей ведется более чем по 50 специальностям, причем их состав постоянно расширяется. Ведется профессиональная подготовка учителей экологии, культурологии, социологии.

Таким образом, древнейшая профессия учителя в настоящее время получает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути ее гуманизации и демократизации.

Деятельность учителя всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет знаний всегда, во все времена определяли почтительное отношение к учительской профессии.

Древнегреческий философ Платон писал о том, что если плохим мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты, но, если воспитатель будет скверно выполнять свои обязанности, в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей.

Я.А. Коменский утверждал, что учителя — это родители духовного развития учеников; ближайшей заботой учителей является увлечение детей благим примером.

Немецкий педагог, “учитель немецких учителей”, А. Дистервег подчеркивал, что в обучении и воспитании самое главное — “учитель, образ его мыслей”.

Высоко оценивал профессию учителя великий русский педагог К.Д. Ушинский, живший в 19 веке. Он писал: “Дело учителя, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории” [8, с. 32].

Проникновенно писал об учителе и значении педагогической профессии выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: “Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду... Но есть самая универсальная — самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая — это творение человека”.

Учитель растит надежду и будущее нашего общества — гармоничную личность. Приобщая ребенка к мировой культуре, он, по существу, закладывает основы счастья. Ведь счастье дается только знающим. По справедливому утверждению К.Г. Паустовского, счастлив тот, кто приобщен к красоте жизни. Невежественный человек не видит красоту там, где ее увидит человек образованный и воспитанный.

Сегодня педагогическая профессия как никогда значима для общества, так как меняющиеся в связи со многими объективными факторами жизненные ориентиры людей далеко не всегда прогрессивны. Традиционная борьба добра и зла переросла сегодня в глобальную проблему — выживания человечества и его дельнейшего прогрессивного развития. В этих непростых условиях роль учителя рассматривается как роль защитника и проводника нравственных ценностей, прошедших испытания тысячелетиями, в том числе и ценностей, характерных для Беларуси.

2. Понятие “педагогическая профессия”, ее специфика. Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной. Первыми учителями ребенка можно назвать родителей. Об этом говорил еще Ж.Ж. Руссо: “Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам”.

Первый опыт дети заимствуют у родителей, у тех старших по возрасту людей, которые окружают их в семье. Семейное воспитание можно и нужно считать педагогической деятельностью. Но эта деятельность не является профессиональной. Даже в том случае, если родители имеют педагогическое образование и работают в образовательных системах, они не всегда придерживаются в семье определенных требований педагогической профессии. Хотя, конечно же, в этом случае родители-педагоги имеют определенные преимущества в осуществлении обучения и воспитания своих детей в семейном кругу перед теми, кто не соприкасался в своей жизни с педагогической наукой, педагогической культурой. Однако жизненные примеры подтверждают мысль о том, что и педагогические знания, и сознательно поставленные цели, и сознательная деятельность по их достижению еще не дают гарантии успешного воспитания ребенка. В семейном воспитании как примере непрофессиональной педагогической деятельности, видимо, важнее всех знаний и педагогических правил — стремление родителей знать и понимать ребенка, формирование доверительных отношений с ним, духовная близость.

Однако есть примеры осуществления профессиональной педагогической деятельности и в семье. Речь идет о домашних учителях, гувернерах, репетиторах.

Но профессионально педагог работает в основном в специальных учебных учреждениях.

Что же такое — педагогическая профессия, профессиональная деятельность учителя?

Педагогическая профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях.

К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, социальный педагог, педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель в профессиональных высших и средних учебных заведениях. Обычно эти профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда внутри профессии) вид деятельности. Так, в самой массовой педагогической профессии — учительской — выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, математики, иностранных языков и т.д.

Количество педагогических профессий и специальностей постоянно, как это уже отмечалось выше, растет. В последнее десятилетие возникли профессии социального педагога и педагога-психолога, появились двойные специальности (математика и физика, математика и информатика и т.д.), возродилась профессия гувернера, получила свой законный статус профессия репетитора (домашнего учителя).

В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Овладение интегрированными специальностями обеспечивает более качественную в интеллектуальном плане профессиональную подготовку учителя, позволяет ему шире использовать возможности для реализации межпредметных связей, основательнее устанавливать контакты с воспитанниками.

Каковы же основные признаки профессиональной педагогической деятельности? Она носит преднамеренный, целенаправленный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка:

— ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми для этой деятельности знаниями, умениями и навыками;

— для ее реализации существуют определенные формы (классно-урочная система);

— эта деятельность преследует определенные цели: сформировать систему ЗУН(ов), развить способности ребенка, его интересы, мышление, память, внимание и т.д.; выработать систему отношений к окружающей действительности, выработать нравственно-этические ценности, взрастить его личность:

— цели определяют содержание обучения, воспитания, образования;

— учащийся тоже понимает “особый”, общественно-значимый, серьезный характер этой деятельности, который определяет его отношения с педагогом. Он включается в деловые, официальные, регламентированные отношения с учителем;

— результаты педагогической деятельности, особенно обучения как ее части, контролируются и оцениваются. Основной критерий оценки — качество знаний, умений и навыков. Достаточно сложно проконтролировать и оценить результаты воспитания, так как воспитательное воздействие оказывает все окружение школьника, к тому же результаты воспитательного воздействия не имеют каких-то четких критериев, они отсрочены во времени, могут проявляться как последействие;

— высокопрофессиональный педагог не может ограничиваться строго регламентированной профессиональной деятельностью, он использует самые разнообразные, но неизменно носящие педагогический характер влияния на ученика — доверительные разговоры, советы, поддержку, помощь и т.д. Иными словами, педагогическая деятельность не может носить только формальный характер.

Профессиональная деятельность педагога имеет свою ярко выраженную специфику, определенную ее социальным назначением и значением. Прежде всего она производится не в материальной, а духовной сфере жизни общества. Если, например, токарь или строитель допустят брак в своей работе, общество потеряет какую-то часть материальных ценностей, эти потери восполнимы. Ошибки, непрофессиональные действия педагога негативно влияют на конкретные судьбы людей. Как ни пафосно звучат эти слова, но в школьных классах закладывается сегодня будущее нашего общества.

Одной из особенностей педагогической профессии является зависимость результатов труда от личности учителя. В этом отношении она схожа с профессией артиста. Личность учителя как бы проецируется на его учеников (как и личность актера — на зрителей). Это относится как к его достоинствам, так и к недостаткам. Учитель (во всех его проявлениях: внешнего вида; внутреннего, духовного и интеллектуального содержания) является не только субъектом, активным действующим лицом, выполняющим педагогическую деятельность, но и средством этой деятельности. Еще великий К.Д. Ушинский подчеркивал, что личность формируется личностью, характер формируется характером.

Педагогическая профессия носит творческий характер (и в этом плане ее снова можно сравнить с актерской профессией). Несмотря на то, что в современный педагог основывает свой труд на достаточно глубоко разработанной психолого-педагогической теории, в которой четко определены закономерности и принципы, нормы и правила педагогической деятельности, основные ее положения учитель должен применять творчески. Индивидуален каждый ученик, неповторимы классы, с которыми работает учитель. Каждый урок, внеклассная работа требуют творческого подхода к их организации в соответствии с особенностями учеников и тех обстоятельств, в которых они находятся вместе с учителем. Педагогические ситуации не могут быть стандартными, они требуют творческого решения. Поэтому по творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессиями художника, скульптора, актера.

Характерной чертой работы учителя является высокий уровень его занятости. Большая занятость педагога связана не только с необходимостью постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания, расти как личность, но и с тем, что педагогическая деятельность — это сложное явление, ее эффективное выполнение требует разнообразных умений и навыков (диагностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных, дидактических, суггестивных и т.д.). Их выработка и осуществление предполагают большие затраты времени учителя, его духовных и физических сил. Эта работа считается трудоемкой и нерегламентированной по времени. Иногда сложно определить, когда начинается и кончается рабочий день педагога. Учитель смотрит спектакль или программу “Время”... Что это — работа или отдых? Вероятно, и то, и другое. В процессе постижения чего-то нового идет накопление знаний, впечатлений, чувств, которые в работе могут сыграть важную роль, стать основой для решения разнообразных педагогических ситуаций. А результативно, на высоком творческом уровне проведенный урок может дать педагогу мощный заряд психологической и физической бодрости, который человек получает в результате активного отдыха.

Особенностью педагогического труда является то, что он осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется в первую очередь учителем (хотя воспитанники тоже во многом оказывают на него влияние). Надо понимать, что организатором педагогического общения является учитель, от него зависит, будет ли это общение продуктивным. Оптимальным стилем педагогического общения является сотрудничество с учащимися, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих друг друга партнеров педагогического процесса.

Есть еще одна важная особенность педагогического труда: учитель — это профессия, дающая выполняющему ее человеку уникальную возможность избежать старчества (не стареть не может никто, но можно состариться духовно и в 20 — 30 лет, а можно сохранять бодрость тела и духа и далеко за 70).

Настоящий педагог живет интересами юных людей, общение с ними дает ему шанс чувствовать себя молодым. Это внутреннее ощущение во многом определяет и то, как выглядит человек внешне. Педагогические наблюдения позволяют утверждать, что педагоги, работающие на высоком профессиональном уровне, реализовавшиеся в профессии, отличаются открытым, молодым взглядом, подтянутостью, бодростью и достаточно хорошим здоровьем независимо от того, сколько им лет.

Подводя итоги сказанному, обобщим, что к особенностям педагогического труда относятся:

— его осуществление в духовной, а не материальной сфере общественного производства;

— большая социальная значимость, высокая общественная ответственность;

— творческий характер деятельности учителя;

— трудоемкость и высокий уровень занятости, связанные с необходимостью выполнять разнообразные виды педагогической деятельности и постоянно работать над собой, над своим образованием, личностным ростом;

— направленность на других людей;

— постоянное общение с молодежью.

3. Учитель как субъект педагогического труда. Модель современного учителя. Специфика педагогического труда, особенно значимость личности учителя в его работе, понимание ее как важнейшего инструмента педагогической деятельности определяют высокие требования к педагогу. Эти требования находят свое отражение в профессиональной модели учителя. Модель (франц. modele, итал. modello, от лат. modulus — мера, мерило, образец, служащий эталоном (стандартом) для серийного или массового воспроизведения) в широком понимании — это образ или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов, используемый в определенных условиях в качестве “представителя” оригинала [БСЭ, 1974].

Когда мы говорим о профессиональной модели современного учителя, имеем в виду обобщенный, собирательный, идеальный его образ, к формированию которого должен стремиться и в той или иной мере создавать в себе каждый конкретный учитель-практик. Иными словами, речь идет о профессиограмме педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: