«Специальная психология и педагогика»
1. Предмет, задачи, принципы, категориальный аппарат специальной психо
логии и специальной педагогики.
2. Современные представления о норме и отклонении в физическом, психо
логическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Воздействия,
влияющие на возникновение отклонений в психофизическом и личностно-
социальном развитии человека. Классификации психического дизонтогенеза.
3. Общие закономерности отклоняющегося развития. Учение Л.С. Выгот
ского о структуре аномального развития ребенка с нарушениями. Первичный и
вторичный дефект.
4. Психология умственно отсталого ребенка.
5. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом
развитии (с 3IIP).
6. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа. Сурдоп-
сихология. Тифлопсихология.
7. Психология детей с нарушениями речевого развития - логопсихология.
8. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
9. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств
эмоционально-волевой сферы.
|
|
10.Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств поведения.
11. Психология детей со сложными нарушениями развития.
12. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогичес
кой, реабилитационной работы в России.
«Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии»
13. Общие вопросы теории специальной педагогики. История становления,
развития системы специального образования и ее современное состояние. Оте
чественная система коррекционно-образовательных и коррекционно-
воспитательных учреждений..
14. Основные принципы комплектования учреждений для детей с нарушени
ем развития. Организация работы ПМПК
15. Специфика педагогических систем специального образованна в связи с
особыми потребностями детей с нарушениями. Коррекционно-развивающего
обучения в общеобразовательных школах и перспективы развития психолого-
педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.
16. Педагогические системы обучения и воспитания детей с трудностями в
обучении (ЗПР).
17. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями
умственного развития (умственная отсталость).
18. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
19. Педагогаческие системы обучения и воспитания детей с сенсорными на
рушениями
20. Педагогические системы обучения и воспитания детей при аутизме и ау-
тистических чертах личности.
21. Педагогические системы обучения и воспитания детей со сложными на
рушениями развития.
|
|
«Психологические основы адаптации и реабилитации»
22. Понятие и проблемы адаптации. Адаптационный потенциал личности.
23. Механизмы и проявления адаптивного поведения.
24
24. Проблема стресса. Проявления «общего адаптационного синдрома» как
комплекса адаптационных реакций человека и животных, системности реакций
организма на стрессовые воздействия.
25..Расстройства адаптации. Пограничные формы нервно- психических рас
стройств как проявления дезадаптации.
26. Методы и методики диагностики стресса, уровня стрессоустойчивости
личности.
27. Основные психологические факторы, влияющие на стресс жизни. Про
блема адаптации к стрессу в различные возрастные периоды жизни.
28. Проявления посттравматического стрессового расстройства. Психологи
ческая помощь при стрессе, самопомощь и взаимопомощь.
29. Расширение границ мировосприятия при посттравматическом стрессовом
расстройстве. Методы экстренной психологической помощи. Оптимизация со
циального взаимодействия.
30. Комплексная система реабилитации и адаптации при сенсорных интел
лектуальных и ноеттравматических стрессовых расстройствах.
«Психолого-педагогическая коррекция»
3!. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Цели, задачи и сущность психолого-педагогической коррекции.
32. Основные направления в психолого-педагогической коррекций.
33. Современные психолого-иедагогические коррекционные подходы и тех
нологии.
34. Анализ психодиагностической информации для составления программы
психолого-педагогической коррекции.
35. Методы и средства психолого-педагогического воздействия в процессе
коррекционно-педагогической деятельности.
36. Характеристика групповых и индивидуальных форм психолого-
педагогической коррекционной деятельности. Основные требования к состав
лению программы психолого-педагогической коррекции.
37. Основные принципы я направления психопрофилактики. Психалого-
педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений.
«Основы логопедии»
38. Предмет, задачи и методы логопедии. Организация логопедической рабо
ты. Анатомо-физиологические механизмы речи.
39. Психолого-педагогическая характеристика основных этапов развития ре
чи ребёнка.
40. Понятие речевого нарушения. Причины речевых нарушений. Клинико-
педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речк-
41. Дислалия. Её формы и виды. Уровни нарушенного произношения. Сис
тема коррекционной работы.
42. Ринолалия. Анатомо-физиологические аспект её изучения. Симптоматика
и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.
43. Алания и афазия. Анатомо-физиологические аспекты их изучения. Сим
птоматика и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.
44. Дизартрия. Анатомо-физиологические аспект её изучения. Симптоматика
и механизмы. Классификация. Характеристика речи детей.
45. Нарушения голоса и система коррекционной работы по их устранению.
46. Нарушения темпа речи. Классификация разновидностей брадилалии и та-
хилалии.
47. Нарушения письменной речи. Дислексия. Психологический аспект меха
низмов и изучения нарушений чтения. Её симптоматика.
48. Нарушения письменной речи. Дисграфия. Психофизиологическая струк
тура процесса письма. Классификация и симптоматика дисграфии.
49. История развития изучения проблемы заикания. Его основные причины.
Современные взгляды на заикание и комплексный метод его преодоления.
50..Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Их обучение и воспитание.
51. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Методика коррекци
онно-педагогической работы с детьми, имеющими ОНР.
|
|
52. Особенности логопедической работы при сенсорных нарушениях.
53. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми и с
детьми, имеющими задержку психического развития.
«Технологии психолого-педагогическоп коррекционной деятельности»
54. История развития методов психолого-педагогической коррекции детей с
проблемами в развитии. Теоретические и практические модели психолого-
педагогической коррекции.
55. Методические основы разработки технологий психолого-педагогической
коррекции для детей с проблемами в развитии.
56. Технологии психолого-педагогической коррекции психического недораз
вития (олигофрения) и поврежденного психического развития (органическая
деменция).
57. Технологии психолого-педагогической коррекции задержанного психи
ческого развития у детей и подростков (ЗПР).
58. Технологии психолого-педагогической коррекции дефицитарного психи
ческого развития (при нарушениях зрения, слуха, речи, детском церебральном
параличе).
59. Технологии психолого-педагогической коррекции искаженного психиче
ского развития (при разных вариантах сложных сочетаний общего недоразви
тия, задержанного, ускоренного и поврежденного развития, в первую очередь -
при синдроме РДА).
60. Технологии психолого-педагогической коррекции дисгармоничного пси
хического развития у детей и подростков (при диспропорциональности их пси
хики в эмоционально-волевой сфере).
26
Вопросы к государственному экзамену по специализации «Юридическая психология»
1. Предмет, цели и задачи юридической психологи.
2. Психологическое содержание проблемы психических расстройств, не ис
ключающих вменяемости
3. Проблемы акцентуаций характера (личности) в юридической психолот-ии
Использование учения о локусе контроля личности в юридической психологии
4. Психологическое содержание морали и законопослушного поведения
5. Социальные стереотипы: понятие, психологическое содержание, значение
для юридической психологии
6. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов
|
|
7. Психологическое исследование личности правонарушителей
8. Предмет, цели, задачи правовой психологии
9. Правосознание как система отражения правовой действительности, ее ос
новные функции
10.Психология аномального поведения 11.Юридически значимые эмоциональные состояния 12.Психологический и психиатрический подходы к понятию вменяемости 13.Юридическая оценка интеллектуально-волевой сферы личности (проблема осознанно-волевого поведения личности)
И.Психологические основы профилактики правонарушений
15. Психо логический, психиатрический и юридический (законодательный)
подходы к понятию аффекта
16. Содержание и организация профессионального психологического отбора
в правоохранительные органы Российской Федерации
17.Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов
18.Криминальная психология как отрасль прикладной юридической психологии
19. Генезис и факторы преступного поведения
20.Основные психологические теории, объясняющие криминальное поведение
21.Психологические аспекты виктимного поведения
22.Психология криминальной субкультуры
23.Розыскной профиль и психологический портрет
24. Психологический анализ преступления
25.Психологический, психиатрический и юридический (законодательный) подходы к проблеме дееспособности
26.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве
27,Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве
28.Комплексные судебно-психологические экспертизы.
29. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии
ЗО.Индивидуально-психологические особенности личности осужденного
31. Психо логические последствия заключения
32. Социально-психологические явления в среде осуждённых
33.Особенности криминальной субкультуры в пенитенциарных учреждениях
34.Психологические средства исправления осуждённых
35.Проблема психологического воздействия в юридической практике