Система образования и педагогическая технология

Педагогическая системаэто совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных элементов педагогической системы:

1. цели обучения и воспитания;

2. содержание образования;

3. обучающиеся;

4. дидактический процесс;

5. педагоги или средства обучения;

6. организационные формы обучения.

При этом если первые три элемента выступают как дидактическая задача, то три вторых – суть технологии обучения. Можно сказать, что педагогическая система – это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Целостностьэто важнейшее условие существования образовательного процесса как педагогической системы, главное его свойство и главный признак. Нарушение целостности приводит к распаду вообще деятельностной системы как таковой. Свойство целостности обуславливает взаимосвязь, взаимовлияние и взаиморазвитие всех компонентов и системообразующих факторов педагогической системы в целом.

Широкое признание получила концепция В.П.Беспалько о сущности педагогической технологии как проекте педагогической системы, реализуемой на практике.

М.М.Левиной педагогическая технология определяется как проект педагогической системы, осуществляемый на практике. Педагогическая система является основой для разработки технологии. Главное внимание сосредоточено на предварительном проектировании учебно-педагогического процесса. По существу, не разводятся понятия «педагогическая технология» и «проект». «Нельзя не согласиться с тем, что педагогическая технология является проектом. Но проектом чего? – действий. Чьих действий, кому предписывается их выполнение? – учителю. Следовательно, педагогическая технология является проектом педагогических действий, управления учебной деятельностью. Педагогическая технология - это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся.

Конструирование педагогической технологии предстоящего обучения – это системная проектировочная деятельность, позволяющая запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемый результат.

Проектирование дидактических процессов или систем – сложная педагогическая деятельность, носящая ступенчатый и алгоритмический характер.

В проективной педагогике выделяется ряд звеньев педагогического проектирования:

· моделирующий;

· проективный;

· конструктивный.

                   
 
ИДЕЯ
     
     
 


На первом этапе подразумевается создание общей модели системы или процесса, а также намечаются предположительные пути их достижения; на втором – создание проекта; на третьем – детализация и конкретизация проекта, подведение его к условиям реальной практики. Следует обратить внимание на то, что педагогическое проектирование становится механизмом разработки технологии – движением от зарождения идеи до ее практического воплощения. Иными словами, педагогическая технология создается всей системой проектирования в единстве всех трех его этапов.

Педагогическая система, в конечном счете, определяется только технологией. Объясняется это тем, что процесс системного проектирования осуществляется путем привязки технологического проекта к уже существующей организации педагогического процесса. Таким образом, получается, что на последнем этапе системного проектирования вопросы техники и организации педагогического процесса сливаются воедино с технологией, так что проект педагогической системы в целом становится по своему содержанию технологическим, а техника и организация педагогического процесса в нем выступают как аспекты единой технологии образования.

Системный подход в педагогике впервые был разработан в 70-80-е годы. Ф.Ф.Королев первый обосновал возможность использования системного подхода в педагогических исследованиях. В основу изучения педагогической системы Архангельским положена идея алгоритмизации. Ю.К.Бабанский первый применил к педагогической системе принцип целостности.

Системный подход в педагогике дает возможность говорить о педагогической технологии и соответственно о проектировании технологической цепочки, процедур, методов, форм, средств, обеспечивающих гарантированные результаты и снижающих негативные явления. В Отечественной педагогике технология традиционно проектируется по следующей схеме, которая была разработана Американскими учеными Кэрроллом и П.Блумом, применимая для педагогического процесса:

       
   
 
 


Вопросы для самопроверки.

  1. Что изменяет технологичность в процессе образования?
  2. Охарактеризуйте структуру технологии обучения.
  3. Какую классификацию педагогических систем предложил академик В.П.Беспалько?
  4. Охарактеризуйте признаки технологичности по М.Чошанову.
  5. В чем существенное отличие понятий «педагогическая технология» и «методика преподавания».

Вопросы для размышления.

  1. Соотнесите понятия «педагогическая система» и «педагогическая технология».
  2. Возможен ли универсальный характер педагогических технологий? Обоснуйте свой ответ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: