Дескриптивный — описательный.
Прескриптивный — нормативный.
Ретроспективный — обращенный к прошлому.
В современном науковедении под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования — его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.
Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная — направлена на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.
|
|
Эмпирический — основанный на опыте.
В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
1. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.
2. Общенаучная методология — теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин.
3. Конкретно-научная методология, — совокупность методов, принципов исследования и процедур.
4. Технологическая методология — методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.