Понятие о методологии педагогики и ее уровнях

Дескриптивный — описательный.

Прескриптивный — нормативный.

Ретроспективный — обращенный к прошлому.

В современном науковедении под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и спосо­бах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования — его объекта, предмета анализа, задач иссле­дования, совокупности иссле­довательских средств, необхо­димых для их решения, а так­же формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследователь­ских задач.

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на ре­гуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспек­тивным описанием уже осуществленных процессов научного по­знания.

Эмпирический — основанный на опы­те.

В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

1. Содержание философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.

2. Общенаучная методоло­гия тео­ретические концепции, приме­няемые к большинству научных дисциплин.

3. Конкретно-на­учная методология, совокупность методов, принципов иссле­дования и процедур.

4. Технологическая методология методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обес­печивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: