Предмет и принципы коррекционной педагогики

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – важная задача коррекционной педагогики и специальной психологии. Система специального образования, действующая в нашей стране, решает задачи в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребенка, его социальной адаптации. Знание коррекционной педагогики и специальной психологии поможет найти пути преодоления затруднений в воспитании ребенка, как в специальных коррекционных образовательных учреждениях, так и в условиях массового обучения.

Коррекционная педагогика – изучает теоретические основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, в условиях специальных дошкольных учреждений. Коррекционная педагогика – обучает, воспитывает, корригирует.

Предметом исследования коррекционной педагогики, как отрасли научного познания, являются дети с физическими, психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания.

Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика – вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика – вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия – вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психолого-педагогические особенности детей с нарушениями развития (аномальных детей).

Специальная психология изучает особенности развития детей нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания. К ним относятся дети с нарушениями анализаторов, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, различными интеллектуальными нарушениями.

Коррекц. направленность свойственна всей уч.-воспитат. работе, проводимой с аномальными детьми. Она строится с учётом характера нарушений развития и индивидуальных особенностей ребёнка, однако ряд задач имеет общий характер и применим ко всем видам нарушений. Эти мероприятия направлены на развитие личности ребёнка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребёнка в посильный труд и др. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. К.-в. р. осуществляется полно и разносторонне уже в спец. дет. дошк. учреждениях, составляя специфич. содержание их программ.

В коррекционной работе со всеми категориями аномальных детей дошк. возраста преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Так, глухих детей необходимо обучить произношению, словесной речи, чтению. Слепого ребёнка нужно учить ориентировке в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха. Воспитание слепоглухонемого ребёнка начинается с обучения элементарным навыкам (приём пищи, ходьба, гигиенич. навыки и т. д.). Ребёнка с любым видом нарушения развития необходимо обучить свойственному его возрасту виду деятельности - игре. Благодаря проводимой в дошк. учреждениях К.-в. р. аномальные дети к шк. возрасту получают подготовку для обучения в соответствующих типах спец. школ. Нек-рые дети, страдающие лёгкими нарушениями (напр., фонетич. нарушение речи), оказываются подготовленными к поступлению в массовую школу. В школе для детей с задержкой психич. развития введены коррекц. занятия - "знакомство с окружающим миром и развитие речи", - направленные на ликвидацию пробелов знаний, накопившихся в дошк. возрасте.

Занятия по общеобразоват. предметам направлены на развитие познания, в объёме и по форме близкого к тому, что получают дети в массовой школе. Трудовая подготовка в спец. школе имеет большое коррекц.-воспитат. значение. Она помогает детям овладеть доступной профессией и готовит их к общественно полезной деятельности.

Для осуществления задач коррекционной педагогики при необходимости создаются и применяются спец. учебники, уч. пособия, техн. средства обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: