Основы управления образовательными системами

Систему образования можно рассматривать как совокупность взаимодействующих социальных институтов, функциональная активность которых направлена на достижение конкретно поставленной цели – формирование разносторонне и гармонически развитой личности. Как мы уже отмечали, система образования всегда ориентирована на выполнение определенного социального заказа, задаваемого государством, обществом и самой личностью. Функции образовательной системы обуславливаются социальными потребностями общества. Образовательная система является открытой как институт социализации личности, но вместе с тем она не является единственной в достижении целей обучения и воспитания личности.

В управлении образовательными системами в условиях современной социальной реальности активное участие принимают социальные институты, имеющие серьезное влияние на образовательный процесс личности.

С точки зрения управления одним из важнейших системообразующих факторов является информационный характер взаимодействия всех субъектов педагогического процесса. Школа в образовательной системе рассматривается как полифункциональная социально-педагогическая система, имеющая сложную многоуровневую структуру. Компонентами этой системы являются: обучаемый, педагог, руководитель, учебно-воспитательный и технический персонал, родители и общественность. Важной закономерностью управления образовательной системой является единство по конечным целям и задачам административного, педагогического, семейного и общественного взаимодействия в процессе формирования личности школьника.

Школа в достижении своих образовательных целей взаимодействует с различными внеучебными социальными институтами. В их числе находятся: учреждения повышения квалификации, центры профессиональной ориентации, система дополнительного образования и т.д.

В последнее время в педагогической литературе появилось понятие «параллельная школа», указывающее на возрастающую роль СМИ в процессе становления личности. Доступность и открытость радио, телевидения, газет и Интернет-сети имеет как положительное, так и негативное влияние на подрастающее поколение. Образовательные ресурсы СМК огромны и в связи с этим, требуют продуманного и грамотного подхода в их использовании.

Для современной социальной реальности характерен информационно – коммуникативный характер. Все социальные институты находятся в ситуации постоянного обмена информацией и непосредственной или опосредованной коммуникации. Система образования является открытым социальным институтом, находящимся в постоянном взаимодействии с окружающей средой и другими социальными институтами: семья, государство и т.д. Без учета процесса активного взаимодействия социальных институтов и их влияния на развитие личности управление образовательными системами будет односторонним и неэффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: