Предметом отрасли предпринимательского права являются общественные отношения, которые регулируются нормами предпринимательского права. Можно выделить три группы таких отношений:
1) отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности (отношения купли-продажи, аренды, кредитования, ценообразования и т. п.);
2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими. Например, подобные отношения складываются на стадии создании хозяйствующего субъекта, при осуществлении деятельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, саморегулируемых организаций);
3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности.
Принципы предпринимательского права - это основные начала, характеризующие систему предпринимательских правоотношений, определяющие основу их строения и развития. Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ:
1. Принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст.34).
|
|
2. Принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в Российской
Федерации (ч.1 ст. 8; ст.27;ст.74).
3. Принцип признания разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты (ч.2 ст. 8; ст.35).
4. Принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34).
Кроме того, к числу базовых принципов предпринимательского права следует отнести:
5. Принцип законности. Этот принцип подразумевает как соблюдение действующего законодательства субъектами предпринимательства, так и обязанность государства обеспечить законность правовых актов и действий государственных органов, их должностных лиц при регулировании
отношений в сфере предпринимательской деятельности.
6. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Данный принцип означает, что государство, исходя
из его предназначения, обязано в процессе регулирования соблюдать баланс частных интересов предпринимателей и публичных интересов общества.
Лекция 2. Источники предпринимательского права.