double arrow

Коммуникативная задача


Для понимания сущности технологии педагогического обще­ния необходимо обращение к понятию "коммуникативная зада­ча", поскольку процесс профессионально-педагогического обще­ния может быть представлен как система коммуникативных за­дач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагоги­ческой задачи и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов. Например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптималь­ные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогической задачи педагог использует соответствующую технологию общения, с помощью которой ор­ганизуется педагогическое взаимодействие.

Таким образом, коммуникативная задача есть та же педа­гогическая задача, но переведенная на язык коммуникации. В то же время коммуникативная задача, отражая задачу педагогичес­кую, носит вспомогательный, инструментальный по отношению к ней характер (В.А.Кан-Калик). Поэтому, организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представлять способы его коммуникативной реализации.




В.А.Леонтьев определяет коммуникативную задачу как резуль­тат ориентировки в проблемной ситуации, целью которой явля­ется воздействие на партнеров по общению. Она может быть следствием осознанного или неосознанного намерения, т.е. ком­муникативной цели, которая является внутренней интенцией, регулятором вербального поведения.

Наш опыт убеждает, что многие педагоги не осознают комму­никативную задачу как компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности решают ее неосознанно.

Принято различать общие коммуникативные задачи предстоя­щей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педа­гогического взаимодействия. Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повест­вование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечис­ление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др. Побуждение имеет такие виды, как приказ, команда, требование, предупреждение, угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, призыв, совет, задание, приглашение, просьба, увещание, мольба.

Таким образом, в процессе решения коммуникативных задач педагог реализует две основные цели: передать учащимся сооб­щение или воздействовать на них, т.е. побудить к действию.



Интенция — имманентная направ­ленность сознания на предмет безот­носительно к тому, является он ре­альным или только воображаемым.

Вербальный — словесный, устный.

Коммуникативная задача вплетена и в общий контекст учеб­ной задачи, которая, согласно Д.Б.Эльконину, является ос­новной единицей учебной дея­тельности. При этом основное отличие учебной задачи от вся­ких других заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.

Коммуникативные задачи поэтому могут быть рассмотрены как средство решения учебной задачи в контексте учебной дея­тельности. В процессе общения с учащимися на уроке учитель решает разные по характеру коммуникативные задачи, реализуя различные педагогические функции. Выделены четыре функ­циональных ряда коммуникативных действий учителя: стимули­рующие, реагирующие (оценочные и корригирующие), контро­лирующие, организующие.

Для учителя, осуществляющего управление учебной деятель­ностью ученика, важно не только четко осознавать и дифферен­цировать типы коммуникативных действий, направляющих учеб­ную деятельность ученика, но и определять, какими из этих дей­ствий могут быть решены педагогические коммуникативные за­дачи.







Сейчас читают про: