double arrow

Понятие о технологии педагогического общения


Продуктивность педагогической деятельности во многом пред­определяется уровнем овладения учителем технологией педагоги­ческого общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно орга­низовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непо­средственное общение с воспитанниками.

В.А.Кан-Калик, автор книги для учителя по технологии педа­гогического общения, отмечал, что воспитание будет эффектив­ным в том случае, если вызывает у ребенка положительное от­ношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся меха­низм общения.* Вот почему перед каждым учителем стоит зада­ча овладения технологией педагогического общения. Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные дей­ствия осуществляются путем проб и ошибок.

* См.: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учи­теля. - М., 1987. - С.3.




Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состояни­ем в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отно­шение детей к учителю, которое они часто переносят на пред­мет, который он преподает.

Специфическую характеристику профессиональной педагоги­ческой деятельности выражают два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе об­щения с детьми, с другой — общение с детьми в процессе педа­гогического творчества. Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психоло­гического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержани­ем которого является обмен информацией, оказание воспита­тельного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогиче­ской деятельности — это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обуслов­ливающих успешность обучения и воспитания.

Таким образом, педагогическое общение как особый вид твор­чества в технологическом плане находит свое выражение в уме­ниях передать информацию, понять состояние ученика, в орга­низации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействовать на партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием.







Сейчас читают про: