Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)
в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):
материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Это деление условно.
Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.
Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.
Элементами духовной жизни общества принято считать также:
- духовные потребности;
- духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
Формы и разновидности культуры. Типология культур:
национальная – мировая;
светская – религиозная;
восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
сельская – городская;
обыденная – специализированная;
высокая (элитарная) – массовая – народная
Элитарная, массовая и народная культуры
Критерии | Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») | Элитарная | Народная |
Авторы | Профессиональные творцы (стандартизация культуры) | Профессиональные творцы, создающие культурные каноны | Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
Характер | Коммерческий (невозможно без СМИ) | Некоммерческий | Некоммерческий |
Уровень сложности | Низкий | Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) | - |
Аудитория | Массовая | Узкая | Широкая |
Взаимодействие | Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Клиповое мышление
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
рост жизненного уровня;
развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
Французскому писателю А. Камю принадлежат слова: «Познать себя до конца – значит умереть». Данное высказывание в одном из выпускных классов стало предметом дискуссии о самопознании. Одни усматривали в высказывании идею бесперспективности самопознания, другие – мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека. Кого бы поддержали вы? Аргументируйте свою позицию.
В этой дискуссии, безусловно, правы те учащиеся, которые отстаивали мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека, поскольку он является одним из самых сложных объектов познания. О важности процесса самопознания для развития личности пишет известный российский поэт Е. Евтушенко, утверждающий, что человек, собственно говоря, может быть определен как «знание, которое познает самое себя». Да и сам предмет спора представляется несколько абстрактным: человек занимается самопознанием, далее не всегда отдавая себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Процесс самопознания начинается с самоузнавания, различения себя от внешнего мира и сопровождает человека всю его сознательную жизнь; в ходе этого процесса нередко меняется самооценка личности.
Понятно и что имеют в виду оппоненты, отстаивающие тезис о бесперспективности самопознания: еще в античной философской мысли были сильны позиции сторонников агностицизма, отрицавших полностью или частично возможность познания мира. Они были убеждены в том, что наши представления — лишь пелена иллюзии субъективного взгляда на мир. Тем более проблематично самопознание, объект и субъект которого совпадают, а значит, доля субъективизма в суждениях о себе гораздо больше, чем, например, в естественнонаучном познании.
Так можно ли достичь истины в процессе самопознания. Думается, да. Правда, для этого необходимо соблюдение ряда процедурных требований. Самопознание должно включать как самооценку (т. е. эмоциональное отношение к собственному образу), так и самоисповедь (внутренний отчет перед собой, с помощью которого можно оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения) и завершаться формированием «Я-концепции» (относительно устойчивое, осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях разнообразных ситуаций, а также через мнения других людей).
Кроме того, необходимо заметить, что сам спор в классе разгорелся не совсем по существу приведенной цитаты французского писателя А. Камю. Известный философ-экзистенциалист не ставил под сомнение возможность самопознания, он, скорее, подчеркивал бесконечность данного процесса. Об этом свидетельствует и полная цитата из записной книжки писателя: «Психология, сводящаяся к копанию в мелочах, ошибочна. Люди ищут себя, изучают. Чтобы познать себя, чтобы самоутвердиться. Психология есть действие, а не самокопание. Человек пребывает в поиске в течение всей жизни. Познать себя до конца — значит умереть»