Два направления движения общества

Прогресс Регресс
это движение общества: · - по восходящей линии, от низшего к высшему · - от менее совершенному к более совершенному ·.. - к большей устойчивости и жизнеспособности общества это движение общества: · - по нисходящей линии, от высшего к низшему · - от лучшего к худшему, к деграда­ции · - к меньшей жизнеспособности и к нестабильности общества

Теория “золотого века строилась на положении о том, что в начале существовало справедливое общество, лишённое противоречий, а затем общество регрессировало по пути обострения этих противоречий и ухудшения жизни людей. Библейская история об изгнании из рая первых людей близка к этой концепции. Греческий поэт VII века до н. э. Гесиод выделял пять стадий развития человеческого общества, считая, что человечество деградировало от «золотого века» к железному.

Философы Древней Греции Платон и Аристотель выдвинули теорию циклического круговорота истории, согласно которой общество движется как бы по кругу, повторяя одни и те же стадии развития

. Другие древние мыслители отстаивали идею прогрессивного развития человечества. Особенно популярной идея исторического прогресса становится в XVIII веке.

Французские просветители

- Ж. Кондорсе и А. Тюрго выдвинули в качестве критерия -прогресса развитие человеческого разума, -

- A.Ceн-Симон - разви­тие нравственности.

- Ф.Шеллинг видел прогресс в при­ближении к правовому устройству.

- Гегель считал источником развития знания: теологическое - метафи­зическое – научное и рассматривал прогресс как саморазвитие мирового разума

-Маркс, разработав закон развития и смены ОЭФ, источник развития общества видел в изменении спо­соба производства материальных благ, в развитии про­изводительных сил.

-Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая. историю либо как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая конец истории", либо утверждая представления о многолинейном независимом друг от друга", параллельном движении различных об­ществ (Н.Я.Данилевский

В современной coциoлогии исто­рическuй nрогресс связывается с процессам модернизации, т.е. переходом от аграрного общества к индустри­альному. а зaтeм к постиндустриальному.

ХХ век, полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогресс челове­чества, теории конца истории, глобальных, энергетических и ядерных катастроф.:

· Так, Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка т разложения.

· О «Закате Европы» написал книгу Шпенглер. О. Шпенглер дал прогноз, что смерть западной цивилизации наступит около 2000 г..

· Поппер под прогрессом понимал движение к какой-либо цели. Он считал, что прогресс возможен только для отдельного человека, но не для истории,не для истори­ческого процесса.

Другая часть ученых и мыслителей, не отвергая очевидности прогрессивного развития общества, свя­зывает.прогресс с развитием социальных отношений, процессами модернизации и усложнением производ­ства, изменением роли науки и информации.

Общественный прогресс противоречив;

· -движение в тупиковых направлениях -социализм в СССР,

· -сры­вы в цивилизационном развитии -тоталитарные режи­мы в 20- 40-х годах в Европе), появление глобальных проблем, связанных с развитием науки и техники.

· - В XX веке оказалось, что прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Например, прогресс техники привел к ущербу природной среды обитания человека.Так, в экономически развитой Америке, гордящейся своей социальной структурой, обеспечивающей равные возможности для всех людей, быстро растёт преступность, что свидетельствует о нравственном регрессе возврата назад. Например, развитие экономики привело к истощению природных ресурсов, упадку морали, кризису семьи.

· В развитии че­ловечества возможны периоды ускорения, рывков вперед, регресса, возврата назад. Например, развитие экономики привело к истощению природных ресурсов, упадку морали, кризису семьи.

В этой связи актуален вопрос о критериях прогрес­са. Согласия среди ученых нет и здесь.

· В христианстве критерием прогресса выступало внутреннее совершенствование, приближение к божественному идеалу, расширение числа избранников божьих

· Французские про­светители видели критерий в развитии разума, в степе­ни разумности общественного устройства.

· Ряд мыслите­лей (А. Сен-Симон) оценивали движение впе­ред по состоянию общественной нравственности, прибли­жению ее к раннехристианским идеалам.

· Г.Гегель " свя­зывал прогресс со степенью сознания свободы.

· Марксизм предложил универсальный критерий прогресса ­- развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса. Видя сущность движе­ния вперед во все большем подчинении сил природы че­ловеку, К.Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере.

· Этот критерий Маркса оспарива­ется в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития чело­века. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера.'"свободы, которую общество в состоянии предоста­вить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей.

При всём разнообразии мнений можно выделить два подхода к критериям общественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности).

примат общества примат личности
В этом случае критерием прогресса признаётся становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. При этом подходе, более реалистичном и гуманистичном, критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, в социальном самочувствии и цельности личности, степени её индивидуализации. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса.

Однако новый гуманизм, который и является универсальным критерием прогресса, должен решить проблему и абсолютного индивидуализма, и абсолютного коллективизма. Необходимо изменение человека к себе и другим, становление культурного универсализма.

Современное понимание прогресса отвергает идею неумолимости прогресса в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе “есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш”. История не выстраивается в прямую линию: это совокупность множества ситуаций и форм, в которой возможен и временный регресс и стагнация (застой).

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъёмов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства с одной стороны приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но с другой стороны, это ведёт к экологическим проблемам, к тому, что молодёжь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой и т.д. Цена прогресса порою очень велика. Например, в 60-х г.г. XX века ради строительства современного комбината по производству высококачественной бумаги был нарушен экологический баланс уникального озера Байкал. Часто одним общественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим – нет.

Проблема смысла и направленности исторического прогресса заключается в создании высокотехнологичного общества, в повышении нравственности, в дальнейшем развитии науки и познании тайн Вселенной, или в создании совершенного государства, в повышении жизненного уровня людей?

Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям для свободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей. Самым прогрессивным обществом, к которому следует стремиться человечеству, является общество, в котором благо отдельного человека, личности станет высшей ценностью. Таким образом, универсальным критерием прогресса является гуманизм.

Сегодня утверждается, что главной целью обще­ственного развития является создание условий для все­стороннего развития человеческой личности. Поэтому критерием прогресса является та степень свободы, ко­торую общество может предоставить личности для наи­более полной реализации' ее возможностей.

Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по создан­ным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: