Прогресс | Регресс |
это движение общества: · - по восходящей линии, от низшего к высшему · - от менее совершенному к более совершенному ·.. - к большей устойчивости и жизнеспособности общества | это движение общества: · - по нисходящей линии, от высшего к низшему · - от лучшего к худшему, к деградации · - к меньшей жизнеспособности и к нестабильности общества |
Теория “золотого века строилась на положении о том, что в начале существовало справедливое общество, лишённое противоречий, а затем общество регрессировало по пути обострения этих противоречий и ухудшения жизни людей. Библейская история об изгнании из рая первых людей близка к этой концепции. Греческий поэт VII века до н. э. Гесиод выделял пять стадий развития человеческого общества, считая, что человечество деградировало от «золотого века» к железному.
Философы Древней Греции Платон и Аристотель выдвинули теорию циклического круговорота истории, согласно которой общество движется как бы по кругу, повторяя одни и те же стадии развития
|
|
. Другие древние мыслители отстаивали идею прогрессивного развития человечества. Особенно популярной идея исторического прогресса становится в XVIII веке.
Французские просветители
- Ж. Кондорсе и А. Тюрго выдвинули в качестве критерия -прогресса развитие человеческого разума, -
- A.Ceн-Симон - развитие нравственности.
- Ф.Шеллинг видел прогресс в приближении к правовому устройству.
- Гегель считал источником развития знания: теологическое - метафизическое – научное и рассматривал прогресс как саморазвитие мирового разума
-Маркс, разработав закон развития и смены ОЭФ, источник развития общества видел в изменении способа производства материальных благ, в развитии производительных сил.
-Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая. историю либо как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая конец истории", либо утверждая представления о многолинейном независимом друг от друга", параллельном движении различных обществ (Н.Я.Данилевский
В современной coциoлогии историческuй nрогресс связывается с процессам модернизации, т.е. переходом от аграрного общества к индустриальному. а зaтeм к постиндустриальному.
ХХ век, полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогресс человечества, теории конца истории, глобальных, энергетических и ядерных катастроф.:
· Так, Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка т разложения.
|
|
· О «Закате Европы» написал книгу Шпенглер. О. Шпенглер дал прогноз, что смерть западной цивилизации наступит около 2000 г..
· Поппер под прогрессом понимал движение к какой-либо цели. Он считал, что прогресс возможен только для отдельного человека, но не для истории,не для исторического процесса.
Другая часть ученых и мыслителей, не отвергая очевидности прогрессивного развития общества, связывает.прогресс с развитием социальных отношений, процессами модернизации и усложнением производства, изменением роли науки и информации.
Общественный прогресс противоречив;
· -движение в тупиковых направлениях -социализм в СССР,
· -срывы в цивилизационном развитии -тоталитарные режимы в 20- 40-х годах в Европе), появление глобальных проблем, связанных с развитием науки и техники.
· - В XX веке оказалось, что прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Например, прогресс техники привел к ущербу природной среды обитания человека.Так, в экономически развитой Америке, гордящейся своей социальной структурой, обеспечивающей равные возможности для всех людей, быстро растёт преступность, что свидетельствует о нравственном регрессе возврата назад. Например, развитие экономики привело к истощению природных ресурсов, упадку морали, кризису семьи.
· В развитии человечества возможны периоды ускорения, рывков вперед, регресса, возврата назад. Например, развитие экономики привело к истощению природных ресурсов, упадку морали, кризису семьи.
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь.
· В христианстве критерием прогресса выступало внутреннее совершенствование, приближение к божественному идеалу, расширение числа избранников божьих
· Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства.
· Ряд мыслителей (А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам.
· Г.Гегель " связывал прогресс со степенью сознания свободы.
· Марксизм предложил универсальный критерий прогресса - развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К.Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере.
· Этот критерий Маркса оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера.'"свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей.
При всём разнообразии мнений можно выделить два подхода к критериям общественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности).
примат общества | примат личности |
В этом случае критерием прогресса признаётся становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. | При этом подходе, более реалистичном и гуманистичном, критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, в социальном самочувствии и цельности личности, степени её индивидуализации. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса. |
Однако новый гуманизм, который и является универсальным критерием прогресса, должен решить проблему и абсолютного индивидуализма, и абсолютного коллективизма. Необходимо изменение человека к себе и другим, становление культурного универсализма.
|
|
Современное понимание прогресса отвергает идею неумолимости прогресса в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе “есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш”. История не выстраивается в прямую линию: это совокупность множества ситуаций и форм, в которой возможен и временный регресс и стагнация (застой).
Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъёмов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства с одной стороны приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но с другой стороны, это ведёт к экологическим проблемам, к тому, что молодёжь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой и т.д. Цена прогресса порою очень велика. Например, в 60-х г.г. XX века ради строительства современного комбината по производству высококачественной бумаги был нарушен экологический баланс уникального озера Байкал. Часто одним общественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим – нет.
Проблема смысла и направленности исторического прогресса заключается в создании высокотехнологичного общества, в повышении нравственности, в дальнейшем развитии науки и познании тайн Вселенной, или в создании совершенного государства, в повышении жизненного уровня людей?
Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям для свободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей. Самым прогрессивным обществом, к которому следует стремиться человечеству, является общество, в котором благо отдельного человека, личности станет высшей ценностью. Таким образом, универсальным критерием прогресса является гуманизм.
Сегодня утверждается, что главной целью общественного развития является создание условий для всестороннего развития человеческой личности. Поэтому критерием прогресса является та степень свободы, которую общество может предоставить личности для наиболее полной реализации' ее возможностей.
|
|
Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).