Развитие взглядов на общество

С давних пор люди пытались объяснить возникновение общества, движущие силы его развития.

· Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы - это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, о героях. Совокупность мифов называется мифологией. Наряду с мифологией ответы на вопросы о насущных общественных проблемах, о законах мироздания, о смысле жизни людей так­же пытались найти религия и философия.

· Многие основные положения философии были сформулированы еще в древнем мире. Тогда общество стали рассматривать как специфическую форму бытия, которая имеет свои законы. Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов.

· В средние.века все объяснения жизни общества давала религия. Наиболее выдающиеся философы- Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой был предопределен Богом и которое развивается в соответствии с волей Бога.

· В период Нового времени ряд мыслителей, не разде­лявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, который заключили люди для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители договорной теории/ Гоббс, Локк, Руссо/ развили взгляды Эпикура и выдвинули идею «естественных прав»-то есть таких прав, которые человек получает от рождения.

· В этот же период было выработано понятие «гражданское общество». Гегель рассматривал «гражданское общество»как систему всеобщей зависимости, в которой пропитание и благо единоличного лица и его существование переплетается с пропитанием и благом всех».

· В XIX веке в рамках философии выделилась отдельная наука об обществе- социология. Его ввел в оборот французский социолог О Конт. Он разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику. социальная статика изучает условия и законы функционирования всего общества как системы в целом. Основными общественными институтами он назвал такие, как: семья, государство, религия. Предметом изучения социальной динамики является общественный прогресс, который по мнению Конта является решающим фактором духовного и умственного развития человечества.

· Новым этапом в развитии знаний об обществе стала материалистическая теория марксизма. Маркс и Энгельс рассматривали общество как совокупность тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Они:

· разработали учение об общественно-экономических формациях,

· об определяющей роли материального производства в жизни общества,

· о решающей роли народных масс в общественном развитии.

Источник развития общества они нашли в самом обществе, а именно,- в развитии материального производства. Маркс утверждал, что общественное развитие связано прежде всего с экономической сферой. По марксизму- люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные блага, поэтому материальная жизни- это фундамент и основа общества. Экономика определяет развитие и особенности политической, духовной и социальной сфер. Мораль, религия, философия являются лишь отражением материальной жизни людей.

По Марксу общество в своем развитии проходит 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень общественного развития.

Основные положения материалистического понимания истории человеческого общества сводятся к следующе­му:

1. Решающую роль в развитии общества играет материальное производство.

2. Каждая ступень развития общества является результатом, определенным уровнем развития производительных сил и производственных отношений. новые поколения используют производительные силы предшествующих поколений и одновременно создают новые. Поэтому рано или поздно новые производительные силы вступают в конфликт со старыми производственными отношениями. Этот конфликт разрешается путем реформ или революций, которые приводят к появлению новых производственных отношений. новые производительные силы и новые производственные отношения вместе создают новый способ производства и новое общество.

· Многие исследователи упрекали Маркса, что все многообразие истории он свел только к одному экономическому фактору и упростил развитие общества.

В ХХ веке материалистическая теория общественной жизни была дополнена. Арон, Белл, Ростоу выдвинули новые теории. Арон создал теорию индустриального общества- по ней общество развивается от доиндустриального / традиционного, аграрного, в котором господствуют натуральное сельское хозяйство и сословия/ к индустриальному/где основой является развитие промышленности/. Арон назвал такие основные признаки индустриального общества:

a) широкое производство товаров массового потребления, сложная система разделения труда,

б) механизация и автоматизация производства и управления,

в) научно- техническая революция;

г) высокий уровень развития средств связи и транспорта,

д) высокая степень урбанизации;

е) высокий уровень социальной мобильности.

Данная теория была популярна в 60-х годах ХХ века. В 70-х годах она получила дальнейшее развитие во взгля­дах американских социологов и политологов Д.Белла, Бжезинского, Тоффлера. Они считали, что любое обещство проходит в своем развитии 3 стадии:

1 стадия - доиндустриальная (аграрная);

2 стадия'- индустриальная:

3 стадия - постиндустриальная (Д.Белл), или тех­нотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский)..

. На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство,

на второй – промышленность,

на третий- - сфера услуг.

Каж­дой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.

в отличие от теория марксизма сторонники теории индустриального общества считают, что они развиваются не путем революции, а путем эволюции и реформ..

· Делались попытки объяснить развитие общества и другими факторами: географии, биологии, психологии, кибернетики и синергетики / Спенсер, Ковалевский, Фрейд, Пиаже, Пригожин/.

Попробуем соотнести приблизительно все вышеназванные подходы к изучению общества и перечислить основные традиционно выделяемые ступени человеческой истории:

1-ая ступень – первобытность (примерно 3 – 2,5 млн. лет назад – IV тыс. до н.э.) - первобытнообщинная общественно-экономическая формация, доаграрное, традиционное общество охотников и собирателей Для нее характерны присваивающий характер хозяйства, полная зависимость человека от природы, “первобытный коммунизм”, где неравенство в распределении благ определяется половозрастным отличием, господство коллективистского начала над личностью, отсутствие государства и письменной культуры.
2-ая ступень – древность (примерно IV тыс. до н.э. – V в.н.э.) – рабовладельческая общественно-экономическая формация, -доиндустриальное (аграрное), традиционное общество, космогенная цивилизация. В это время зарождаются и сосуществуют несколько локальных цивилизаций. Древнеегипетскую, месопотамскую (Двуречье), древнеиндийскую, древнекитайскую называют ещё древневосточными или речными цивилизациями. Для каждой из них характерна своя система ценностей. Общими чертами этих цивилизаций можно считать переход к производящему хозяйству, развитие земледелия и скотоводства, появление торговли и ремесла. Происходит усложнение социальной структуры, появляется имущественное и социальное неравенство, выделяются касты, как замкнутые группы людей, выполняющих специфические функции, связанные с наследственными занятиями и профессиями. Появляются первые государства, в которых верховный правитель (фараон, император) является и верховным собственником и судьёй. В духовной сфере господствует религия, возникает письменность, монументальная архитектура. Чуть позже в рамках этой ступени возникают античные цивилизации (древнегреческая, древнеримская, эллинистическая). Эти цивилизации в период своего расцвета объединены полисной системой ценностей: для гражданина благо полиса (города-государства) – высшая ценность. В рамках этих локальных цивилизаций распространяется рыночная экономика и частная собственность. Рабский труд становится основой экономики. Полноправные граждане полиса равны перед законом, появляется демократия и выборность власти. В духовной сфере античные цивилизации характеризуются расцветом науки, искусства, образования, большой ролью юриспруденции. Принцип состязательности способствует раскрытию творческого потенциала личности.
III. ступень – средневековье (примерно V -Х V в.в.) – феодальная общественно-экономическая формация, аграрное, традиционное общество, космогенная цивилизация. В рамках этой ступени сосуществуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская средневековая, византийская, арабская и т.д.) со своей системой ценностей Для этой ступени характерно аграрно-ремесленное общество с тенденцией к натурализации хозяйства. Земля, как правило, находится в условной собственности социальной группы профессиональных воинов (феодалов), но обрабатывается находящимся от них в зависимости крестьянством. Существует жёсткая сословно-иерархическая структура общества, основанная на господстве личностных связей. В политической сфере существование больших империй сменяется феодально-раздробленными государствами. В духовной сфере господствуют религиозные догматы
IV. ступень – новое время (примерно начало XVI – начало XX в.в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация, модернизация (переход от аграрного, традиционного к индустриальному), с XIX века – индустриальное общество, техногенная цивилизация. В Европе рубежом между средневековьем и новым временем является эпоха Гуманизма и Реформации (XV - XVI в.в.). В это время формируется новая система ценностей, основанная на раскрепощении личности, идеалах свободы, стремления к успеху, новой протестантской трудовой этике. Происходящий в это же время процесс первоначального накопления капитала и появления первых капиталистических предприятий (мануфактур) способствовал оформлению новоевропейской (западной) цивилизации. Эта цивилизация, расширяя географические рамки, становится индустриальной цивилизацией. В XVIII – XIX веках происходит промышленный переворот, бурное развитие машинного производства, урбанизация, развивается разделение труда и его специализация. Для индустриальной цивилизации характерно господство частной собственности и рыночных отношений, разрушение сословных границ, открытость и подвижность социальных структур, формирование правового государства и гражданского общества, отделение церкви от государства, индивидуализация жизни.
V ступень – современность, новейшее время (начало XX в – начало XXI в.) – капиталистическая общественно-экономическая формация (в СССР – социализм, как первая фаза коммунистической общественно-экономической формации), индустриальное общество (со второй половины XX века в развитых странах – постиндустриальное общество), техногенная и антропогенная цивилизации. В рамках этой ступени существуют локальные цивилизации (западноевропейская, американская, российская, латиноамериканская, индо-буддийская, дальневосточно-конфуцианская, арабо-исламская и др.) Ядро этой ступени – постиндустриальное общество. Здесь компьютеризация и всё ускоряющийся поток информации приводит к превращению товаропроизводящей экономики в обслуживающую, классовое деление уступает место профессиональному, основным критерием социального неравенства становится не собственность, а уровень образования и знания, существует приоритет прав личности (страны Западной Европы, США). Полупериферия этой ступени – это индустриальные страны с быстро развивающимся производством, с динамической политикой. Однако большинство технологических достижений заимствовано у постиндустриальных стран (Бразилия и др.). Периферия – это существующие традиционные аграрные общества. В целом для современности характерны глобализация и создание мировой системы (мирового общества), включающего все существующие на планете страны.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: