Детские дошкольные учреждения подразделяются на следующие типы:
ü детские ясли,
ü детские сады,
ü объединенные здания детских яслей-садов,
ü загородные дачи и городки для отдыха здоровых детей,
ü санитарно-оздоровительные для детей с ослабленным здоровьем,
ü дома ребенка для сирот и детей, от которых отказались матери или родители которых по суду лишены родительских прав,
ü дома для детей с врожденными физическими недостатками и пороками развития.
Радиус обслуживания детскими учреждениями — до 300 м.
Здания дошкольных образовательных учреждений проектируют разной вместимости: от 1 до 12 групп, или соответственно от 25 до 220 мест.
Оптимальная ориентация окон помещений — Ю., Ю.-В., В.
Здания детских учреждений следует проектировать высотой не более 2эт., а при вместимости до 90 мест - одноэт. На участках сложным рельефом допуск. 3-эт. здания, но при условии устройства выходов из 1 и 2 эт. на уровень планир. отметки земли.
Композиционное решение подразумевает три основные типа компоновки помещений детских дошкольных учреждений:
|
|
ü компактный,
ü блочный
ü павильонный.
Компактный (централизованный) тип, используемый при небольшой вместимости учреждения, предусматривает расположение всех функциональных групп в одном здании.
В зданиях блочного типа разные функциональные группы размещаются в разных блоках. Используется при вместимости дошкольного образовательного учреждения от 140 до 220 мест.
Павильонный тип применяется в основном для южных районов. В этом случае для каждой группы проектируется отдельное здание.
Функционально–планировочная структура - групповые ячейки; зоны для физкультуры, бассейн, музыкальные занятия, детское творчество, медицинские помещения, администрация, пищеблок, постирочная.
Основные помещении для детских групп:
ü раздевальная или приемная (для ясельного возраста), оборудуют индивидуальными шкафчиками для верхней одежды;
ü игровая (групповая), основное помещение детских дошкольных учреждений должна хорошо освещаться и инсолироваться;
ü спальня, связана с помещениями игральной и групповой;
ü буфетная, примыкает к игральной или групповой; складское помещение - сейчас проектируют питание в общей столовой
ü умывальная,
ü туалеты, должны иметь вход из игральной или групповой
ü открытая веранда или терраса.
К помещениям, общим для детских групп, относятся залы для физкультурных и музыкальных занятий и плавательный бассейн.
Каждая детская группа должна иметь самостоятельный вход с участка и одновременно внутреннюю связь со всеми общегрупповыми помещениями детского дошкольного учреждения. Разрешается устраивать общий вход по одной лестнице для двух групп детского сада, расположенных на верхних этажах.
|
|
Раздевальные групп дошкольного возраста, размещенных на втором этаже, могут быть расположены на первом этаже. Прогулочные веранды для детей ясельного и дошкольного возраста должны быть раздельными.
Неотъемлемая часть детского дошкольного учреждения — прилегающий к нему участок. Здесь дети играют, занимаются физкультурой, принимают водные процедуры, солнечные и воздушные ванны, гуляют, катаются на санках и лыжах, велосипедах самокатах, педальных автомобилях. Ухаживая за растениями и животными, дети получают первоначальные трудовые навыки, нравственное воспитание.
Расстояние от зданий детских садов до «красной линии» должно быть не менее 25 м, от границ земельных участков детских садов (за исключением пристроенных к торцам жилых домов) до стен жилых домов с входами и окнами — не менее 10 м, без входов и окон — 5м.
Площадь земельных участков принимается из расчета 30-40 м2 на одного ребенка.
На участке выделяются следующиезоны:
ü групповых детских площадок и сооружений (отдельных для каждой группы);
ü общих площадок;
ü огорода-ягодника и сада;
ü площадок и сооружений для животных;
ü хозяйственных площадок и сооружений.
Групповые площадки следует располагать вблизи выходов из соответствующих групп: они не должны быть проходными. Их разделяют кустарником, оборудуют теневыми навесами и соответствующими данному возрасту устройствами для игр и занятий (горками, песочницами, качелями в т.д.).
Для детей старшего возраста помимо групповых предусматривается:
ü общая площадка для занятий физкультурой,
ü огородник-ягодник и небольшой сад (для выращивания фруктов и цветов),
ü площадка для животных и птиц (выращивание и содержание),
ü плескательный или плавательный бассейн.
Все площадки детского дошкольного учреждения должны быть связаны обшей кольцевой дорожкой.
Физкультурную площадку следует размешать недалеко от площадки старших групп. Ее оборудуют простейшими снарядами: пирамидой или вышкой с лестницей, бревном, бумом, турником и т.д. В непосредственной близости от нее следует располагать бассейн или душ.
Огород-ягодник и площадки для животных в птиц размешают в глубине участка рядом с хозяйственным двором, со стороны кухни и прачечной. С хозяйственного двора должен быть сделан отдельный выезд, независимо от входов на участок, которым пользуются дети, их родители и обслуживающий персонал.
В хозяйственной зоне должна быть предусмотрена площадка два мусоросборника. По периметру участок следует окружать полосой зеленых насаждений.
Во всех случая следует соблюдать масштаб, соответствующий возрасту детей, в окраске предметов оборудования и дизайна учитывать детскую психологию, любовь к чистым, ярким, радостным, веселым цветам и оттенкам, применять безопасную фактуру.