Организация СЕТИ дошкольных образовательных учреждений, размещаемых в жилой застройке

Пособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА

ПОСОБИЕ
к МГСН 4.07-05

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНО ФГУП «Институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий): руководитель работы, научный редактор - кандидат архитектуры Гарнец А.М; автор - кандидат архитектуры Смывина Л.А.; ответственный исполнитель - кандидат архитектуры Исаева Т.А.; при участии: кандидата технических наук Кротюка В.Ф., инженера Сигачевой Л.В., инженера Чернозубовой Н.И., архитектора Никифорова А.В., а также начальника отдела надзора за условиями воспитания и обучения Синяковой Д.В. (Управление Роспотребнадзора по городу Москве), заведующего отделением гигиены детей и подростков Молдованова В.В. и санитарного врача Шрамковой Н.А. (ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»).

2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением городского заказа разработки документации по территориальному планированию и планировке территорий Москомархитектуры.

3. СОГЛАСОВАНО Департаментом образования города Москвы, Управлением Роспотребнадзора по городу Москве, УГПС МЧС РФ города Москвы, Москомархитектурой.

4. УТВЕРЖДЕНО приказом Москомархитектуры от 08.06.2007 № 116.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАЗМЕЩАЕМЫХ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА 3.1. Общие требовании к земельному участку 3.2. Планировка и оборудование элементов участка 3.3. Благоустройство и озеленение 4 ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ 4.1. Функциональная структура дошкольных учреждений 4.2. Общие требования к функционально-планировочной организации зданий 5. ПОМЕЩЕНИЯ ОСНОВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ 5.1. Универсальные групповые ячейки 5.2. Специальные групповые ячейки 6. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6 1. Залы для музыкальных и гимнастических занятий 6.2. Бассейны 7. СОПУТСТВУЮЩИЕ ГРУППЫ ПОМЕЩЕНИЙ 7.1. Медицинские помещения 7.2. Пищеблок 7.3. Постирочная 7.4. Служебно-бытовые помещения 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА 9. УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЗДАНИЯХ ДЕТСКИХ САДОВ Приложение А Нормативно- методические материалы, использованные в работе над Пособием Приложение Б Примерный ассортимент зеленых насаждений (для детского сада на 10 групп) Приложение В Рекомендуемый состав смеси трав (в граммах на I м2) Приложение Г Наполняемость детских групп с компенсирующей направленностью Приложение Д Ширина проходов в производственных помещениях пищеблока

ВВЕДЕНИЕ

1. Настоящее пособие разработано в развитие МГСН 4.07-05 «Дошкольные образовательные учреждения» с учетом требований, изложенных в СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Оно распространяется на проектирование, в первую очередь, массовых типов государственных дошкольных образовательных учреждений, предназначенных для практически здоровых детей и детей с недостатками развития, подлежащих коррекции и компенсации в развитии и в процессе подготовки к школе.

Требования к государственным дошкольным образовательным учреждениям являются обязательными. Для негосударственных дошкольных учреждений габариты и количество помещений, и другие требования, изложенные в настоящем документе и в МГСН 4.07-05, являются основополагающими и могут быть развиты в сторону увеличения количества помещений и их габаритов и улучшения качества внутренней среды.

Положения настоящего пособия не распространяются на проектирование детских домов для детей с нарушением психического и физического развития, а также дошкольных отделений в школах-интернатах для детей с нарушением развития.

2. Пособие разработано в помощь проектировщикам - архитекторам, технологам, инженерам, работникам дошкольного воспитания - с целью практического использования при проектировании зданий, их участков, а также дать рекомендации по функциональной структуре и планировочному решению различных детских садов, повышению качества архитектуры зданий.

3. При проектировании дошкольных учреждений следует учитывать требования нормативно-методических документов, приведенных в приложении А.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Система дошкольных учреждений формируется различными видами дошкольных образовательных учреждений в соответствии с направленностью их деятельности.

Дополнительно к государственной системе ДОУ могут предусматриваться негосударственные образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования.

1.2. Дошкольное общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивает присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7-и лет.

1.3. Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

1.4. Дошкольные образовательные учреждения могут избрать одно или несколько направлений в своей основной деятельности в качестве приоритетных, которые определяют вид учреждения.

Здания для дошкольных учреждений различных видов, как правило, следует проектировать универсальными. Целесообразность проектирования универсальных зданий обосновывается возможностью, предусмотренной в Уставе ДОУ, менять приоритетные направления обслуживания детей в соответствии с изменением спроса потребителей (пожелания родителей). Московскими городскими строительными нормами заложены принципы проектирования универсальных детских садов, которые в равной степени могут работать как развивающие, оздоровительные, компенсирующие для детей с легкой степенью нарушений развития, а также комбинированные. Специализация ДОУ определяется наличием в их составе дополнительных помещений, имеющих специальное оборудование. Это позволяет обеспечить условия полноценного функционирования здания при изменении вида образовательного дошкольного учреждения, которое достигается заменой оборудования дополнительных помещений.

1.5. Особого внимания требует проектирование ДОУ компенсирующего вида. Компенсирующие ДОУ для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией), с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта следует проектировать в виде специальных зданий с сокращенными площадями основных помещений групповой ячейки (т.к. практически вдвое сокращается нормативная наполняемость детских групп). Состав и площади дополнительных помещений определяются заказчиком на стадии разработки задания на проектирование.

При некоторых видах компенсирующей деятельности для организации таких учреждений вполне могут подойти универсальные здания ДОУ, например, логопедический детский сад. Отдельные компенсирующие услуги могут быть оказаны не всем, а лишь части детей (или части детских групп) в комбинированном дошкольном учреждении, для размещения которого также подойдет универсальное здание.

1.6. ДОУ компенсирующего вида, в свою очередь, могут проектироваться как специализированные: для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психического развития, или как универсальные, когда в одном здании могут функционировать учреждения с любой из указанных здесь компенсирующих направленностей.

1.7. Примерное соотношение числа мест в дошкольных образовательных учреждениях различных видов в пределах жилого района ориентировочно можно принять следующим:

общеразвивающих - 40%;

оздоровительных - 30%;

компенсирующих - 30%.

Данные о конкретной потребности мест в ДОУ должны быть уточнены в местных органах образования или в соответствии с результатами социологических обследований.

1.8. В качестве дополнительных услуг в ДОУ любого типа могут предусматриваться такие мероприятия как родительские семинары, консультации родителям по уходу и воспитанию, психологическая помощь семье, а также детские кружки и секции, в том числе для дошкольников, не являющихся постоянными воспитанниками данного ДОУ. К дополнительным услугам и мероприятиям могут также относиться организация детских утренников и спектаклей, посещение бассейна, консультации специалистов по части компенсирующих мероприятий.

При организации дополнительных услуг в ДОУ (детские кружки и секции, детские утренники и спектакли, посещение бассейна) для детей, не являющихся постоянными воспитанниками данного ДОУ, необходимо согласование с органами Роспотребнадзора в каждом конкретном случае

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАЗМЕЩАЕМЫХ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ

2.1. Архитектурная типология ДОУ определяется главным образом градостроительными условиями применения и размещения в жилой застройке. Система зданий и комплексов ДОУ и их отделений в жилых образованиях может решаться как самостоятельная, или в сочетании с учреждениями общего образования (школами).

2.2. Выбор архитектурных типов зданий и комплексов ДОУ в конкретных градостроительных условиях рекомендуется осуществлять с учетом показателя селитебной плотности (средневзвешенной этажности жилых зданий). Малые ДОУ вместимостью от 0,5 до 3 детских групп нормативной наполняемости рекомендуются в малоэтажной жилой застройке (усадебная, коттеджная с постоянно проживающим населением, коттеджная дачная для сезонно организуемых негосударственных детских садов с режимом кратковременного пребывания детей, малоэтажная блокируемая и т.п.).

При средней этажности жилой застройки 3-7 этажей рекомендуется применение отдельно стоящих ДОУ общего типа вместимостью от 4 до 10 детских групп с условием обеспечения радиуса охвата не более 300 м. Если здания ДОУ проектируются как специализированные, желательно вместимость оздоровительных ДОУ предусматривать не более 6 групп.

Группы кратковременного пребывания весьма экономичны, не содержат спален и кухонь, и при размещении в первых этажах жилых зданий способствуют экономии занимаемой территории микрорайона.

2.3. При повышенной селитебной плотности (при средневзвешенной этажности жилой застройки более 7-9 этажей) целесообразно применять здания ДОУ на 8-10 групп, а при применении ранее разработанных типовых проектов или при реконструкции - до 12 групп.

ДОУ вместимостью до 8 групп (до 150 мест) могут встраиваться в первые (нижние два) этажи жилых зданий, а вместимостью до 10 групп - встроенно-пристроенными.

При средней и повышенной селитебной плотности в системе ДОУ возможно предусматривать по согласованию с органами образования и Управления Роспотребнадзора по городу Москве Комплексы дошкольного воспитания. Этот архитектурный тип ДОУ состоит из Центра развития ребенка и групповых отделений. Функциональной основой Комплекса дошкольного воспитания является централизация хозяйственных процессов - приготовление и доставка готовой пищи, стирка белья, некоторые другие. При этом групповые отделения комплекса могут иметь меньшую вместимость и быть встроенными в первые этажи жилых зданий. Центр развития ребенка может осуществлять обслуживание детских групп из различных групповых отделений при использовании общих помещений: бассейн, детские кружки и секции, помещения для проведения праздничных утренников, детских спектаклей и др. Центр развития ребенка может содержать консультационные пункты для родителей, обеспечивать методическое помощь руководителям и воспитателям ДОУ.

2.4. Определение числа мест в группах кратковременного пребывания (дневных и круглосуточных) осуществляется на основе социологических обследований или по МГСН 4.07-05.Соотношение возрастных групп детей в ДОУ, а также приоритетные направления обслуживания в отдельных группах или ДОУ в целом определяются заданием на проектирование или проектом по согласованию с органами образования.

2.5. Градостроительные системы комплексов и зданий ДОУ или их элементов могут иметь место при застройке или реконструкции больших жилых образований от 5 до 15-20 тыс. жителей. При этом функциональная организация этой системы должна обеспечивать ее органичное вхождение в архитектурно-градостроительный ансамбль застройки.

При низкоплотной жилой застройке здания ДОУ (особенно объединенные со школой) могут представлять собой градостроительные акценты, более крупные по объему и этажности, чем индивидуальные или блокируемые 1-2х-этажные жилые дома. В условиях многоэтажной жилой застройки, как правило, двухэтажные здания ДОУ имеют подчиненный характер и могут контрастировать своим архитектурным решением с мелкоячеистой фактурой фасадов жилых домов укрупненными деталями и укрупненным ритмом.

2.6. В функциональном отношении системы ДОУ могут формироваться универсальными зданиями ДОУ одинаковой или разной вместимости. Когда применяются учреждения разной вместимости - этот прием можно эффективно использовать для предпочтительного размещения в более крупных зданиях общеразвивающих ДОУ, в зданиях меньшей вместимости - оздоровительных ДОУ. При этом компенсирующие дошкольные учреждения, как правило, лучше предусматривать крупными (на 6-10 детских групп) - для эффективного использования особой планировочной структуры здания, специального оборудования, квалифицированного персонала.

2.7. Здания ДОУ могут размещаться во внутридворовом пространстве жилых групп в виде отдельно стоящих зданий, играть роль торцевого элемента, элемента рядовой или поворотной вставки в блокируемой жилой застройке, быть встроенно-пристроенными с выступающими компактными или протяженными объемами вдоль фасадных сторон многоквартирных жилых зданий. Блокируемые элементы-вставки могут быть одно-, двух или трехэтажными, встроенные (встроенно-пристроенные) объемы - одно- или двухэтажными.

2.8. При проектировании комплексов дошкольного воспитания здание Центра развития ребенка следует предусматривать в центре жилого комплекса (микрорайона). В соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 расстояние от здания Центра до обслуживаемых им групповых отделений не должно превышать 300 м.

Отдельные небольшие по вместимости групповые отделения целесообразно предусматривать специализированными - в соответствии с приоритетными направлениями развития детей (общеразвивающего, оздоровительного или компенсирующего вида).

2.9. В качестве градостроительной системы могут проектироваться объединенные комплексы дошкольных учреждений (отделений) и общеобразовательных школ (школьных отделений) как в виде раздельных зданий этих учреждений, так и единых учебно-воспитательных комплексов. Например, при повышенных селитебных плотностях, могут проектироваться комплексы зданий школ, имеющих по 2-3 филиала «Начальная школа - детский сад», в которых находятся дошкольники преимущественно старших возрастных групп, а более младшие возрастные группы дошкольников могут размещаться в небольших по вместимости отдельно стоящих или встроенных ДОУ.

2.10. Здания детских образовательных учреждении следует размещать на территории жилой застройки в благоустроенной, озелененной части города, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям инсоляции, аэрации территории согласно СНиП 2.07.01.

Радиус доступности для детских дошкольных учреждений принимается 300 м, а для специализированных дошкольных учреждений радиус доступности не нормируется, но не должен превышать 30-минутной транспортной доступности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: