Общеобразовательные школы располагаются в микрорайоне с максимальным радиусом доступности от жилья 500 м. Здание школы должно быть удалено от «красной линии» не менее чем на 25 м.
Функциональные зоны пришкольных участков: физкультурно- оздоровительная, учебно-опытная, зона отдыха, хозяйственная зона.
К расположению спортивной зоны предъявляются определенные требования: спортивные площадки для игры с мячом и метания должны быть удалены от окон здания не менее чем на 25 м и иметь ограждение по периметру высотой не менее 2,5-3 м; другие площадки — не менее чем на 10 м. Участки должны проектироваться таким образом, чтобы к ним обеспечивался подъезд и возможность кольцевого объезда пожарных машин.
Объемно-планировочное решение
Высота здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые учениками кабинеты.
|
|
Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.
В здании школы выделяют две зоны
ü Открытая (доступна для всех) актовый зал, библиотека, информационный центр.
ü Закрытая (только для учащихся)
Все помещения школ делятся на две основные группы:
Учебные помещения:
ü классные помещения для 1-4-х классов (1 ступень обучения);
ü учебные кабинеты и лаборатории с лаборантскими для 5-11-х классов (II и III ступени обучения);
ü помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации,
Общешкольные помещения:
ü актовый и физкультурный залы;
ü пищеблок;
ü мастерские;
ü административно-хозяйственные помещения;
ü библиотека и др.
Функциональное зонирование школы должно обеспечивать отсутствие пересечения потоков: учебные секции не должны быть проходными.
Необходимо отметить, что при проектировании школьных зданий целесообразно обеспечить возможность раздельного функционирования учебных и общешкольных помещений, так как в этом случае общешкольные помещения смогут во внеучебное время работать на микрорайон.
Учебная группа помещений должна быть дифференцирована на функциональные блоки (учебные секции) 1-, 2- и 3-ей ступеней обучения и технологические группы помещений, обслуживающие эти возрастные части школы.
Учащиеся первой ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Учебные секции 1 – 4-х классов должны быть непроходными для учащихся других возрастных групп. Для 1-х классов школ в учебной секции следует предусматривать классное помещение со спальной-игровой (комнатой отдыха) и санитарными узлами; эти помещения целесообразно располагать вокруг рекреационного пространства.
|
|
Для 2 – 4 классов в учебной секции следует предусматривать классные помещения с рекреациями и санитарными узлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня, компьютерный класс и методический кабинет-учительскую.
Учащиеся второй и третьей ступеней обучаются по классно-кабинетной системе. В учебные секции 5 – 11-х классов входят классы-кабинеты, лаборатории, рабочие комнаты для занятий по интересам, самостоятельных занятий и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы. Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.
Учебные секции 5 – 9-х и 10 – 11-х классов должны быть обособленными и непроходными для других возрастных групп. Специализированные кабинеты и мастерские следует группировать в учебные секции по признакам родственных дисциплин.
Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
Требуемой ориентацией основных классных помещений по сторонам света для общеобразовательных школ являются юг и юго-восток. Для кабинетов живописи, черчения и рисования рекомендуемой является ориентация на север.
Композиция школьных здании бывает представлена следующими основными типами.
Павильонный тип школьного здания обеспечивает максимальную дифференцированность учащихся с учетом возраста, позволяет разделять блоки по функциональным признакам, максимально учитывать гигиенические требования. Павильонная схема приемлема для районов с теплым климатом.
Централизованно-блочный тип лежит в основе типовых проектов, наиболее распространенных в отечественный практике.
Периметральный тип формируется вокруг замкнутого дворового пространства.
Тип с развитым центром применяется для крупных школ, позволяет наиболее рационально организовать внеучебную деятельность.
Компактный тип с крупным внутренним пространством. Концентрированный сверхкомпактный с гибкой планировкой обеспечивает значительную эффективность использования площади и позволяет преодолеть жесткость ячеистой структуры традиционных школ,
В целом можно выявить три основные направления в развитии композиции школьного здания: централизация, децентрализация, формирование систем с развитым центром.
Архитектурно-художественное решение школы может основываться на контрастном решении мелкоячеистой структуры учебных блоков и крупномасштабных зальных объёмов (столовой, спортивных и актовых залов). В архитектурно-художожественном решении зданий могут использоваться также следующие приемы: акцентирование главного входа, акцентирование силуэта здания, активное цветовое решение, применение суперграфики, художественный контраст (остекление, форма, фактура, цвет), тектоническое выявление конструктивного решения.