Власть, ее происхождение и виды

Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Существенными признаками отношений власти можно считать:

1) наличие не менее двух партнеров;

2) приказ, который является выражением воли от­дающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за непови­новение;

3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к ко­му относится приказ, должен его исполнить;

4) подчинение воле, выраженной в приказе.

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конф­ликтный аспект власти), с другой — организацию для достижения общих целей (целевой аспект влас­ти). Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функциониро­вания как социальной системы, и поэтому возникает вместе с ним.

В первобытном обществе власть носила непосред­ственно общественный характер, поскольку все ос­новные вопросы решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в ро­довой организации не было. Однако созывались ро­довые собрания крайне редко. Их ход, как правило, регулировался и направлялся советом старейшин, который разрешал споры, согласовывал действия членов рода при проведении сельскохозяйственных работ и т. д. Постепенно первобытное общество от­ходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредоточивается в руках вождей, которыми становились мужчины имевшие высокий общественный статус и призна­ние. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне — носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе вожди в основном за­нимались организацией военных походов и распре­делением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осу­ществляли контроль за обменом и торговлей. В вы­полнении этих функций им помогал особый штат по­мощников.

Вождество представляло собой особый тип власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлось одной из разновиднос­тей политической власти. Политической называет­ся такая власть, которая основана на принужде­нии одной группы людей в отношении другой. Поли­тическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные груп­пы и общество в целом. Для осуществления полити­ческой власти необходимо:

1) общественное разделение между группой, осу­ществляющей власть, и группами, в отношении ко­торых эта власть осуществляется;

2) организованное принуждение в общественном масштабе.

Политическая власть обладает свойствами обяза­тельности и принудительности для всех членов обще­ства, правом узаконенного применения силы по отно­шению к ним. Политическая властьподразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

Источники (или ресурсы) власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена клас­сификация ресурсоввласти на экономические, со­циальные, культурно-информационные и силовые. К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальнымсистему различных привилегий и льгот, престиж­ные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационнымзнания и информа­цию, к силовыминституты физического принуж­дения (армия, полиция и т. п.). Однако эффектив­ность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. legitimus — законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а при­нимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предпо­лагает, что одна из взаимодействующих сторон тре­бует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчине­ния Вебер выделял три типа легитимного господ­ства.

Традиционное господство обусловлено традиция­ми, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в свя­тость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическое господство (от греч. charis­ma — божественный дар) опирается на авторитет ли­дера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и спо­собность, дарованные Богом, природой, судьбой. Ха­ризматический лидерруководствуется в своей де­ятельности не действующими юридическими нор­мами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в не­обыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические ли­деры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому хариз­матическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного суще­ствования. После общественной стабилизации ха­ризматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и ра­ционально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной полити­ческой практике они переплетаются и взаимно до­полняют друг друга.

Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной забо­ты правящих групп являетсялегитимизация власти, т.е. обеспечение ее признания и одобрения со сторо­ны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимо­го власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результа­там выборов и т. д. формальное, правовое закрепление власти в соответствующих го­сударственных актах

Легитимность следует отличать от легальности (законности), которая понимается как. Получить юридическую закон­ность (легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: