Государство, его признаки и функции

При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принужде­ние в отношении эксплуатируемых классов, либо ор­ганизацию общих дел, вытекающих из природы вся­кого общества.

Так, древнегреческий философ Аристотель опре­делял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Известный римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных началами права и общей пользы. Анг­лийский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что госу­дарствоэто «единое лицо, верховный владыка, су­верен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защи­ты». Русский юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал го­сударство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Сущность государства — это то главное в данном явлении, что определяет его содержание и функцио­нирование. Долгое время в нашей науке господство­вал марксистский подход к определению государ­ства. Абсолютизация насилия как его сущности при­вела К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина к утверждению, что государство есть машина для угне­тения одного класса другим, особый аппарат, исполь­зующий возможности политической власти для под­держания господства класса, владеющего основными средствами производства. Эта теория возникла в пе­риод становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный клас­совый характер, а классовые противоречия порождали революционные выступления. В этих условиях государство, выражая интересы экономически господ­ствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существующий способ произ­водства. Но после революции 1917 г. в России и Ве­ликой депрессии 1929—1933 гг. в странах Западной Европы и США, поставивших вопрос о судьбе капи­тализма, изменились роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно пре­вратилось в средство социального компромисса в ус­ловиях верховенства права. Государство стало инст­рументом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества. Измени­лось и само общество. Статус человека и его принад­лежность к какой-либо социальной группе опреде­ляется сегодня не только отношением к средствам производства. Власть в государстве приносит также обладание информацией, квалификацией, таланта­ми. Само насилие в отношении многих социальных групп перестало быть актуальным. Поэтому функции насилия у государства все более отходят на задний план, на передний же выдвигается общесоциальная деятельность. И государство рассматривается как по­литическая, структурная и территориальная органи­зация современного общества.

Существование государства в качестве политиче­ского института обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регули­рующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность об­щества.

Как структурная организация государство на­ходит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих власт­ными полномочиями. От иных политических органи­заций (партий, профсоюзов и т. п.) государство отли­чается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

Наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государ, ство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы. Государство распростра­няет свою власть и законы на строго определенную территорию.

В современной юридической науке наиболее рас­пространенным определением государства является следующее: государствоэто особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государства от ор­ганизации власти в первобытном обществе. К ним от­носятся следующие признаки.

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.

2.Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально заня­тых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионально­го осуществления своих функций.

3. Территориальная организация власти и населе­ния. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государ­ственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государ­ственная власть распространяется на любых лиц, на­ходящихся в пределах территории государства, неза­висимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управ­ление обществом.

4. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и органи­зации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для со­держания своего аппарата и осуществления государ­ственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного об­щества (политических партий, профсоюзов и др.).

1. Суверенитет — полновластие государства вну­три страны и его независимость на международной арене. Таким образом, суверенитет характеризуется двумя сторонами — верховенством и независимо­стью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый пра­вопорядок. Независимость характеризует самостоя­тельность государства во взаимоотношениях с други­ми странами.

Иногда суверенитет того или иного государства яв­ляется ограниченным. Ограничение суверенитета мо­жет быть принудительным и добровольным. Прину­дительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победите­лей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной догово­ренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей либо в случае объединения их в федерацию и передачи ряда своих прав федеральным органам.

2. Монополия на правотворчество, подразумеваю­щая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

Функциями государства называются основные, социально значимые направления его деятельнос­ти, выражающие сущность государства и соответ­ствующие главным задачам определенного истори­ческого этапа развития общества.

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последователь­ность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед об­ществом. В разные исторические периоды приоритет­ное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно, и соответствующие им функции.

Каждая из функций государства имеет определен­ное содержание, которое показывает, что делает госу­дарство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неиз­менным — оно меняется вместе с изменениями, про­исходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние нацио­нальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

По объекту воздействия функции государства мо­гут быть разделены на внутренние и внешние. Внут­ренние функцииэто основные направления де­ятельности государства внутри страны. К внут­ренним функциям государства относятся:

1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

2) функция легализованного осуществления при­нуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

3) политическая функция (обеспечение народо­властия и государственного суверенитета);

4) экономическая функция (выработка экономи­ческой политики, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установ­ление системы налогообложения, ценовой полити­ки, управление государственными предприятиями

я т. д.);

5) социальная функция (создание системы соци­альной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6) экологическая функция (деятельность, направ­ленная на охрану, восстановление и улучшение при­родных условий жизни людей);

7) идеологическая функция (пропаганда опреде­ленных идей и ценностей с помощью государствен­ных средств массовой информации, воспитание в ду­хе официальной идеологии подрастающего поколе­ния и т. д.).

Такой набор функций государства — свидетельст­во полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социаль­ной структуры общества на современном этапена­силие в отношении многих социальных групп пе­рестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть при­знана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый же план выходит охрана интересов, прав и свобод челове­ка. В деятельности государства важны также учет и координация интересов различных групп насе­ления, защита прав меньшинств, охрана окружа­ющей среды.

Внешние функцииэто основные направления деятельности государства, проявляющиеся преиму­щественно вне государства и общества, во взаимо­отношениях с другими организациями или государ­ствами.

К внешним функциям относятся:

1) защита страны от внешней угрозы (строительст­во вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, погранич­ных войск и т. д.):

2) взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое со­трудничество, участие в работе различных междуна­родных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воз­действия на общественные отношения. В соответст­вии с ним все функции могут быть разделены на ох­ранительные и регулятивные.

Охранительные функцииэто деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (ох­рана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функцииэто деятельность го­сударства, направленная на развитие сущест­вующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государства­ми).

Еще одним основанием классификации функций государства служит продолжительность их осуществ­ления. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его су­ществования. Вторые обусловлены конкретным пе­риодом общественного развития и по мере перехода к иному этапу утрачивают свое значение.

И наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (под­функции). К последним относится, например, орга­низация статистического учета.

Государство осуществляет свои функции в опреде­ленных формах. Они делятся на правовые и органи­зационные. К правовым формам относятся:

1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);

2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права);

3) правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также приме­нение принудительных мер к их нарушителям).

Организационными формами осуществления функций государства являются следующие:

1) организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспече­нию функционирования органов государства, связан­ная с подготовкой проектов документов, организаци­ей выборов и т. д.);

2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бух­учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

3) организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формировани­ем общественного мнения).

Государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы. Современным де­мократическим государствам это, однако, несвойст­венно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: