Греческая краснофигурная вазопись

Краснофигурная вазопись — одна из наиболее известных техник древнегреческой вазописи. Неизвестно, кто из афинских керамистов первый применил краснофигурную технику. Однако, есть основания предполагать, что это был один из вазописцев, работавших в мастерской Андокида. Такой вывод сделан на основании того, что в этой мастерской краснофигурная техника появляется раньше, чем в других мастерских (примерно около 530 года), но и тем, что мастерская Андокида использует чернофигурную и краснофигурную технику одновременно. Такие вазы получили название – билингва.

Билингва — техника росписи древнегреческих ваз, существовавшая в Аттике в переходный период от чернофигурной к краснофигурной вазописи. На одной стороне керамического сосуда находится изображение, выполненное в более раннем чернофигурном стиле, а на другой — краснофигурное изображение, иногда на тот же самый сюжет. Такие вазы изготавливались очень краткий период времени, предположительно для того, чтобы обеспечить сбыт керамики в новом неизвестном краснофигурном стиле.

Один из ярких примеров сосуда-билингвы амфора мастерскойАндокида «Пирующий Геракл». Особенность этой вазы в том, что один и тот же сюжет в ней трактован в двух различных техниках. Изображен Геракл на Олимпе. На чернофигурном изображении Геракл возлежит на пиршественном ложе, в тени виноградной лозы; слева к нему с приветствием приближаются Афина и Гермес; справа виночерпий хлопочет у большого сосуда. Декорация выполнена в типичной для позднего чернофигурного стиля пестрой, орнаментальной манере. Не в силах придать пластическую жизнь своим черным силуэтам, вазописец стремится максимально обогатить их контуры и поверхность (плащ и обувь Гермеса, эгида Афины). Характерно также, что фигуры позднего чернофигурного стиля непомерно вытягиваются в вышину.

Амфора-билингва: чернофигурная сторона, Геракл и Афина, Андокид, ок. 520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен.

Амфора-билингва: краснофигурная сторона, Геракл и Афина, Андокид, ок. 520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен

На обратной стороне амфоры повторена та же тема, но в краснофигурной технике. Не может быть сомнения в том, что ее исполнил другой мастер, настолько, вместе с техникой, изменился и самый стиль изображения, настолько он стал проще, шире и свободнее: отпали все лишние статисты, размеры фигур стали больше, контуры спокойней и текучей. Благодаря светлым силуэтам фигур художник более не чувствует себя вынужденным распластывать фигуры на плоскости, как в чернофигурном стиле, но рисует их или в чистом профиле, или в повороте в три четверти. Только две маленькие подробности свидетельствуют, что художник еще не вполне приспособился к новой технике: во-впервых, орнаментальное обрамление он дает по-прежнему в чернофигурной технике, а во-вторых, он забывает продолжить ствол дерева между ножками ложа и стола.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: