Три типа рациональности и их влияние на развитие архитектуры: (АГЗ)

Таблица 1. ТРИ ТИПА РАЦИОНАЛЬНОСТИ (по В.С.Степину [1] и Л.Г.Тарасовой [2,11])
  Классическая рациональность Неклассическая рациональность Постнеклассическая рациональность
ФИЛОСОФИЯ 1. Образ мышления человека Нового времени (от ХVII до конца ХIХ века) 2. Объект исследования – простая система 3. Субъект исследования – находится вне системы (сторонний наблюдатель) 4. Тип рефлексии – устранение из процедур объяснения всего, что не относится к объекту 1. Изменение образа мышления вследствие теории относительности А.Эйнштейна. 2. Объект исследования – сложная (большая) саморегулирующаяся система 3. Субъект исследования – находится вне системы, но оказывает своей деятельностью влияние на её поведение 4. Тип рефлексии – соотнесение объясняемых характеристик системы с особенностями средств и операций деятельности 1. Образ синергетического мышления конца ХХ века 2. Объект исследования – сложная саморазвивающаяся система. 3. Субъект исследования – находится внутри системы, операции деятельности перестают быть внешним по отношению к развитию объекта (процесс-компонент) 4. Тип рефлексии - осмысление ценностно-целевых ориентаций субъекта познания, социальная обусловленность науки и субъекта научной деятельности.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 1. «Исторический» город - простая замкнутая система, поведение которой строго детерминировано. 2. Субъект * находится вне объекта исследования, не учитывает внешних факторов. 3. Доминирующий аспекты изучения города: планировочно-эстетические, социальные 1. Индустриальный город – сложная интегрированная в глобальном мире система, поведение которой стохастически-вероятностно. 2. Субъект * вне объекта, но находится в постоянном взаимодействии, и тем самым оказывает влияние на объект, характеристики системы попадают в зависимость от позиции субъекта 3. Доминирующий аспекты изучения города: функциональные, транспортные, экономические. 1. Постиндустриальный (постуглеродный) город – сложная саморазвивающаяся адаптирующая в глобальном мире система, развитие которой смена типов саморегуляции. 2. Субъект * внутри объекта, является одновременно одним из компонентов системы. 3. Доминирующий аспекты изучения города: экологические, политические, поведенческие.

Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

В нелинейной постнеклассической науке главным стал концепт становления, самоорганизации хаоса. Исследовательский интерес сместился с описания картин мира на описание механизма их изменения. Каждая система – нелинейный мир. Нелинейный мир допускает множественность картин мира. Ближе всех других философов к нелинейной науки оказался Жиль Делёз со своими работами «Складка. Лейбниц и барокко», «Тысячи плато»

Радикальный жест архитектуры реально означавший разрыв с модернистской эстетикой – нелинейный эксперимент 90-х годов. Архитектура в конце 80-х жадно впитывала новые доктрины. Нелинейная архитектура – это попытка выйти за пределы евклидовой геометрии, построенных на рациональной формах, ограниченных гладкими поверхностями, к криволинейным поверхностям, принципиально не сводимым к плоскости как таковой. В новой позиции архитектора нет идеи возврата к истории, нет идеи «переописания» модернизма. Эстетика нелинейной архитектуры 90-х годов в чем-то близка деконструктивистской, хотя

образно тяготеет, скорее, к органичной архитектуре, к гаудианскому модерну. Только последняя была рукотворной, а нелинейный эксперимент тесно связан с компьютерными технологиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: