Гораздо более сложным для теоретического осмысления оказался период длиною в 30 лет, прошедший на Западе под знаком постмодернистской культуры. Несмотря на то что современный российский архитектор хорошо знаком с архитектурой постмодернизма и деконструктивизма, имеет представления о новейших экспериментах нелинейной архитектуры, весь этот опыт радикальных перемен пока ещё не пережит на глубинном уровне сознания.
Суммируя некоторые итоги постмодернистского движения известный западный теоретик архитектуры Чарльз Дженкс в 1996 году сформулировал 13 позиций архитектуры постмодернизма:
Основные ценности:
1.Амбивалентность предпочтительней одновалентности, воображение предпочтительнее вкуса;
2.«Сложность и противоречивость» предпочтительнее сверхпростоты и минимализма;
3.Теория сложности и теория хаоса являются более основательными в объяснении природных явлений, чем линейная динамика;
4.Память и история органически связаны с нашим генетическим кодом, нашим языком, нашем стилем, нашими городами и поэтому являются ускорителями нашей изобретательности.
Лингвистика и эстетика:
5.Вся архитектура изобретается и воспринимается с помощью кодов, отсюда «языки архитектуры», отсюда – символическая архитектура, отсюда двойное кодирование;
6.Все коды испытывают влияние семиотической общности и различных типов культур, отсюда – необходимость плюралистической культуры для проектирования, основанного на принципах радикального эклектизма;
7.Архитектура – «язык» для публики, отсюда – необходимость появления постмодернистского классицизма, который основан на архитектурных универсалиях, отчасти на образах прогрессирующей технологии;
8.Архитектуре требуется орнаментализация, которая должна быть символической, либо «симфонической», отсюда уместность обращения к современным технологиям;
9.Архитектуре требуется метафоричность, которая должна нас приблизить к природным и к культурным проблемам, отсюда – использование зооморфной образности, домов «с человеческими лицами», отсюда иконография высокой технологии. Все это – вместо метафоры «машина для жилья».
Урбанистика, политика, экология:
10.Архитектура должна формировать город, отсюда – контекстуализм, коллажность, неорационализм, мелкоквартальное планирование, смешение типов пользователей и типов строений;
11.Архитектура должна кристаллизовать социальную реальность в современном городе глобального типа – гетерополисе, что очень важно для плюралистичности этнических групп;
12.Архитектура должна учитывать экологическую реальность и уметь поддерживать своё развитие, зеленую архитектуру и космический символизм;
13.Мы живём в удивительной, творящей и самоорганизующей Вселенной,которая ещё готовится к различным вариантам определённости, отсюда – критицизм, процессуальность и ирония.
Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для
комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское
искусство, а также массовую культуру этой эпохи.