Классическая демократия

Классическая модель демократии была основана на полисе(древнегреческом городе-государстве),конкретнее,на той системе власти, что получила развитие в крупнейшем и самом могущественном городе-государстве Греции – Афинах.Форма прямой демократии,существовавшая в Афинах на протяженииVIи Vвеков до н.э.,часто понимается как единственная чистая или даже идеальная система политического участия. Хотя эта модель оказала значительное влияние на более поздних мыслителей,таких, как Руссо и Маркс, афинская демократия являла собой весьма специфический вид прямого народовластия– форму, а современном мире имеющую очень ограниченное применение.Демократия в Афинах была равнозначна управлению через народное собрание. Все главные решения принимались экклесией, в состав которой входили все граждане. Она собиралась,по меньшей мере, сорок раз в год. Если требовались государственные служащие для постоянной работы, их избирали на основе жребия или системы ротации, чтобы было представлено наибольшее число сограждан;должности, как правило, не были рассчитаны на длительные сроки, чем также обеспечивалось как можно более широкое представительство.Исполнительным органом народного собрания выступал Большой совет,в который входили500 сограждан;существовала также Коллегия пятидесяти,подававшая предложения Большому совету.Председательствующий в Коллегии исполнял эту должность всего один день, и занимать это почетное место можно было всего лишь раз в жизни. Единственное исключение было сделано для десяти военачальников,которые, в отличие от других государственных служащих, могли быть переизбраны.

Замечательной чертой афинской демократии был уровень политической активности граждан. Они не только участвовали в регулярных встречах Собрания,но в большинстве своем были и готовы исполнять любые государственные должности. Тем не менее у этой демократии были и свои критики, и наиболее в то время влиятельный среди них –философ Платон.Он критиковал принцип политического равенства на том основании,что масса не обладает ни разумом, ни опытом, чтобы управлять от своего лица.Решение проблемы,высказанное им в труде«Республика»,он видел в том,чтобы передать власть в руки класса философов– стражей, которые правили бы в духе своего рода просвещенной диктатуры.Однако главным недостатком афинской демократии было то, что из нее целыми группами были исключены отдельные категории населения,поскольку участие было ограничено рожденными в Афинах мужчинами старше 20 лет.Рабы (большинство населения),женщины и чужестранцы не имели никаких политических прав. Понятно,что афиняне имели возможность посвящать все время политике только благодаря тому, что рабовладение освобождало их от любых напряженных занятий, а женский труд в семье– от домашних обязанностей.В этом смысле афинский полис являет собой полную противоположность демократическому идеалу. Тем не менее, классическая модель прямого и непрерывного народного участия в политической жизни нашла свое применение и в гораздо более поздние времена; это,например, городские собрания в американской Новой Англии и общинные собрания небольших швейцарских кантонов. Она также лежит в основе референдумов,особенно в отношении конституционных вопросов, и внедрения нового демократического опыта, такого,как народные совещания и электронная демократия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: